Захар прилепин

Краткое содержание книги «Обитель»

Главным героем романа является бывший студент Артем Горяинов, который по нелепой случайности убивает своего отца, за что и попадает на Соловки. Парень он не глупый, достаточно смелый и дружелюбный. В бараке и на работе его опекает Василий Иванович, вроде и хороший в доброжелательный человек, однако какой-то не искренний.

Условия жизни в бараках ужасные — заедают вши, летом — жара, зимой — холод. Работа очень тяжелая, взвод, в котором находится Артем, выкорчевывает пни и сплавляет их по реке. Командир взвода Крапин строго следит за дисциплиной. Василий Иванович пытается научить Артема выживать в условиях лагеря, он знакомит молодого человека с отцом Иоаном, который старается поддержать заключенных словом и делом.

Часть заключенных живут в кельях, а не бараках, у них возможны посещения, свобода перемещения. В один прекрасный момент Артем попадает в такую келью к Мезерницкому, устраивающему посиделки. Там обсуждают лагерное начальство, и Артем узнает, что на территории лагеря есть лаборатории, где работают ученые — зеки. Там же он знакомится с поэтом Афанасьевым, очень независимым человеком. Они начинают дружить.

Однажды во время сплава леса Артем ссорится с блатным по имени Ксива. Теперь у уголовников на него зуб, но из ситуации ему помогают выпутаться Крапин, Василий Иванович и Афанасьев.

Его сильно избивают, и он попадает в больницу. После этого Артема вызывает к себе следователь Галина, поговаривают, что она любовница Эйхманиса, и предлагает стучать на своих сокамерников. Артем отказывается.

Чтобы избежать мести блатных, герой пристраивается в группу боксеров, которых готовят к спартакиаде. Ему даже выделяют келью и жизненное пособие, жизнь становится легче. Артем выбивается в заместители тренера и даже знакомится с начальником лагеря…

Читайте лучшие произведения совеменной русской литературы в бесплатном онлайн-доступе в нашей обширной электронной библиотеке. У нас вы найдете книги на любой вкус!

Стендаль, «Пармская обитель»: краткое содержание. Завязка

Главный герой — младший сын маркиза Донго, Фабрицио. Его детство прошло в родовом замке в окружении близких – у него были две сестры и старший брат. К семнадцати годам Фабрицио превратился в привлекательного стройного, высокого и улыбчивого юношу, который был страстно увлечен Наполеоном. Узнав о том, что его армия высадилась в бухте Жуан, он под чужим именем отправляется туда, чтобы вступить в ряды солдат императора.

Юноше удается поучаствовать в бою при Ватерлоо, но Наполеон терпит поражение. Маркитантка советует Фабрицио возвращаться домой, и он решает последовать совету. Но по дороге обратно он узнает, что старший брат донес на него, и теперь полиция ищет его как заговорщика.

Мать увозит героя в Милан, надеясь на покровительство сильных мира сего. Но это не помогает, и Фабрицио вынужден отправиться в добровольное изгнание. Джина, сестра героя, влюбляется в графа, но он женат. Поэтому девушка соглашается на фиктивный брак с герцогом Сансеверина, который позволяет ей поселиться в Парме, а также быть представленной ко двору. Вскоре ее дом начинает пользоваться невероятной популярностью в свете.

Стендаль, «Пармская обитель»: краткое содержание. Завязка

Главный герой — младший сын маркиза Донго, Фабрицио. Его детство прошло в родовом замке в окружении близких – у него были две сестры и старший брат. К семнадцати годам Фабрицио превратился в привлекательного стройного, высокого и улыбчивого юношу, который был страстно увлечен Наполеоном. Узнав о том, что его армия высадилась в бухте Жуан, он под чужим именем отправляется туда, чтобы вступить в ряды солдат императора.

Юноше удается поучаствовать в бою при Ватерлоо, но Наполеон терпит поражение. Маркитантка советует Фабрицио возвращаться домой, и он решает последовать совету. Но по дороге обратно он узнает, что старший брат донес на него, и теперь полиция ищет его как заговорщика.

Мать увозит героя в Милан, надеясь на покровительство сильных мира сего. Но это не помогает, и Фабрицио вынужден отправиться в добровольное изгнание. Джина, сестра героя, влюбляется в графа, но он женат. Поэтому девушка соглашается на фиктивный брак с герцогом Сансеверина, который позволяет ей поселиться в Парме, а также быть представленной ко двору. Вскоре ее дом начинает пользоваться невероятной популярностью в свете.

Стендаль, «Пармская обитель»: краткое содержание. Завязка

Главный герой — младший сын маркиза Донго, Фабрицио. Его детство прошло в родовом замке в окружении близких – у него были две сестры и старший брат. К семнадцати годам Фабрицио превратился в привлекательного стройного, высокого и улыбчивого юношу, который был страстно увлечен Наполеоном. Узнав о том, что его армия высадилась в бухте Жуан, он под чужим именем отправляется туда, чтобы вступить в ряды солдат императора.

Юноше удается поучаствовать в бою при Ватерлоо, но Наполеон терпит поражение. Маркитантка советует Фабрицио возвращаться домой, и он решает последовать совету. Но по дороге обратно он узнает, что старший брат донес на него, и теперь полиция ищет его как заговорщика.

Мать увозит героя в Милан, надеясь на покровительство сильных мира сего. Но это не помогает, и Фабрицио вынужден отправиться в добровольное изгнание. Джина, сестра героя, влюбляется в графа, но он женат. Поэтому девушка соглашается на фиктивный брак с герцогом Сансеверина, который позволяет ей поселиться в Парме, а также быть представленной ко двору. Вскоре ее дом начинает пользоваться невероятной популярностью в свете.

Примечания

  1. Harold Bloom. Stendhal . Facts on File, 1989. ISBN 9781555463113. Page 95.
  2. Подразумевается, что истинный родитель Фабрицио — офицер наполеоновской армии, которого он мельком видит на поле боя, уже в чине генерала. См.: См.: Lawrence R. Schehr. Rendering French Realism . Stanford University Press, 1997. Page 56; Margaret Bożenna Goscilo.The Bastard Hero in the Novel . Garland Pub., 1990. ISBN 9780824000004. Page 73.
  3. 1234 Затонский Д. В. Стендаль // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. — 1989. — С. 185—195.
  4. Толстому приписывают признание: «Я больше, чем кто-либо другой, многим обязан Стендалю. Он научил меня понимать войну. Кто до него описал войну такою, какова она есть на самом деле?» См.: Буайе П. Три дня в Ясной Поляне // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. / Ред. С. А. Макашин. — М.: Худож. лит., 1978. — Т. 2 / Сост., подгот. текста и коммент. Н. М. Фортунатова. — С. 266—270. — (Сер. лит. мемуаров).
  5. Оноре де Бальзак. Этюд о Бейле
  6. Stendhal (French author) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online .
  7. 12 Harry Levin.The Gates of Horn: A Study of Five French Realists . 2nd ed. Oxford University Press, 1963. Page 140.
  8. Vivian Russell. Edith Wharton’s Italian Gardens . ISBN 9780711211551. Page 25.
  9. Это тот же приём «большого в малом», который позволил Стендалю на примере ряда мелких стычек дать почувствовать хаос всего сражения при Ватерлоо.
  10. Великовский С. И. Стендаль // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 160—167.

Художественное своеобразие

Кроме вышеперечисленных особенностей романа (острота авантюрного сюжета, романтический герой, трагикомизм батальных сцен), нужно выделить сатирическую направленность романа. Двор знаменитого принца Пармского Рануция Эрнеста 4 очень напоминает лилипутский двор, описанный у Свифта в «Приключениях Гулливера». При дворе находятся две враждующие партии — крайних роялистов и либералов. Первую возглавляет граф Моска, вторую – маркиза Раверси. Сам принц – личность ничтожная. Он ведёт себя недостойно, казнит либералов по наущению доносчиков, верит в существование мифических заговорщиков и боится их.

Когда тётка Фабрицио грозит принцу, что уедет из его владений, он снова пугается, что она расскажет о его страхах и бесчестных судах Расси. Принц из страха обещает герцогине помиловать Фабрицио, но тут же сажает его в Пармскую крепость высотой 180 футов.

По законам реализма Стендалю удалось обобщить сатирический образ политической борьбы и точно изобразить типы политиков, сделав их узнаваемыми в реальной жизни.

Исследователи находят в сюжете романа что-то неуловимо фарсовое, пародийное, сравнивают его с либретто комической оперы. Кажется, что автор разочаровался в собственных идеалах и тонко высмеял их.

  • «Пармская обитель», краткое содержание по главам романа Стендаля

  • «Красное и черное», анализ и содержание

  • Красное и черное в жизни Жюльена Сореля, сочинение

  • «Ванина Ванини», художественный анализ новеллы Фредерика Стендаля

  • «Ванина Ванини», краткое содержание новеллы Фредерика Стендаля

  • Жизнь и творческий путь Фредерика Стендаля, биография

По произведению: «Пармская обитель»

По писателю: Стендаль Фредерик

Галина Бениславская (1897 — 1926)

Фото: Канал «Россия 1»

Прилепин не отрицает, что образ сотрудницы информационно-следственного отдела Галины Кучеренко — собирательный. С нотой ахматовской интимности в книге даны дневники (литературная мистификация) роковой надзирательницы, образ которой в «Обители» наполнила эротизмом, словно в сериале «Содержанки», актриса Александра Ребенок. Автор придумал дневниковые записи мелодраматического содержания для более полного понимания образа Эйхманиса, любовницей которого и была чекистка.

Очевидно, он держал в голове и образ Галины Бениславской, выписывая Кучеренко, — она была гражданской женой Сергея Есенина, тоже незримо присутствующего в «Обители» в упоминаниях и диалогах. В последние годы жизни поэта она вела его литературное хозяйство и покончила с собой на могиле Есенина спустя год после самоубийства поэта. Кучеренко и Бениславская — ровесницы, даже гимназию окончили в один год — 1917-й.

Историю романтических отношений надзирательницы и осужденного, которая легла в основу сюжета сериала, Прилепин услышал от соловецкого гида.

Завязка романа

На Соловецких островах уживаются монастырские озера и кельи с лагерными бараками. Здесь новый начальник лагеря, человек, безусловно, образованный и интеллигентный. Пытается реализовать эксперимент по перековке человека. Выстроить из преступников и осужденных по политическим статьям здоровых членов советского общества. Похожая идея, кстати, прослеживается в романе Булгакова «Собачье сердце». Там у профессора Преображенского в результате медицинского эксперимента получается человек новой советской формации. Эйхманис действует по-другому.

Новый надзиратель Соловецкого лагеря устраивает, по точному замечанию одного из героев романа, цирк в аду. Тут есть библиотека, театр, но рядом сосуществуют штрафной изолятор и карцер. Занятия творчеством и самообразование необходимо совмещать с тяжелым ежедневным физическим трудом. А политические и уголовники живут в одном бараке, из-за чего постоянно случаются конфликты, чаще социальные. В такой непростой ситуации оказывается главный герой Артем, который прибывает отбывать свое наказание на Соловки.

Анализ

Высокую степень художественной правды достиг в своем сочинении Стендаль («Пармская обитель»). Анализ произведения свидетельствует о том, что особенно достоверно удалось ему изобразить исторических персонажей. Все это было сделано для того, чтобы показать реалии изображаемого времени. Даже трагическая судьба главного героя подчеркивает достоверность событий, так как лишает роман сказочного конца – «и жили они долго и счастливо».

Основная мысль произведения весьма трагична: жестокий мир не прощает людям искренних и настоящих чувств. Всех, кто на них осмелится, ждет гибель.

Анализ

Высокую степень художественной правды достиг в своем сочинении Стендаль («Пармская обитель»). Анализ произведения свидетельствует о том, что особенно достоверно удалось ему изобразить исторических персонажей. Все это было сделано для того, чтобы показать реалии изображаемого времени. Даже трагическая судьба главного героя подчеркивает достоверность событий, так как лишает роман сказочного конца – «и жили они долго и счастливо».

Основная мысль произведения весьма трагична: жестокий мир не прощает людям искренних и настоящих чувств. Всех, кто на них осмелится, ждет гибель.

Развязка

В своем романе описывает и поиски настоящей любви Стендаль. «Пармская обитель» — это в каком-то роде приключенческое произведение, где есть опасности, сражения и невероятные по силе чувства.

Итак, Клелия решает спасти Фабрицио, так как принц приговорил его к смерти. Фабрицио и девушка тайно встречаются, Клелия уговаривает его бежать. План удается осуществить, и Джина увозит пленника в Швейцарию.

В этой время в Парме на престол восходит Эрнест V, что дает беглецам возможность вернуться. Но приговор действует, и суд состоится. Дело разрешается в пользу героя.

Фабрицио становится архиепископом. Клелия выходит замуж по воле отца. Влюбленные тайно встречаются. Вскоре у девушки рождается ребенок, но после его смерти умирает и сама Клелия. Фабрицио в отчаянии удаляется в монастырь. Через год герой умирает от тоски.

Сатира

Картезианский монастырь в Парадинье под Пармой Роман Стендаля стоит у истоков руританской традиции европейской литературы. По замечанию Г. Джемса, сюжет книги напоминает стандартное либретто комической оперы. На примере пармского двора Рануция Эрнесто IV автор романа сконструировал модель деспотии, которая, по словам Бальзака, в компактной форме позволяет «понять интриги более значительного двора». Политическое противостояние либералов и консерваторов, столь характерное для Европы того времени, когда был написан роман, сведено на карликовый уровень: «возня лилипутов» гарантирует остранение и сатирический эффект.

Развязка

В своем романе описывает и поиски настоящей любви Стендаль. «Пармская обитель» — это в каком-то роде приключенческое произведение, где есть опасности, сражения и невероятные по силе чувства.

Итак, Клелия решает спасти Фабрицио, так как принц приговорил его к смерти. Фабрицио и девушка тайно встречаются, Клелия уговаривает его бежать. План удается осуществить, и Джина увозит пленника в Швейцарию.

В этой время в Парме на престол восходит Эрнест V, что дает беглецам возможность вернуться. Но приговор действует, и суд состоится. Дело разрешается в пользу героя.

Фабрицио становится архиепископом. Клелия выходит замуж по воле отца. Влюбленные тайно встречаются. Вскоре у девушки рождается ребенок, но после его смерти умирает и сама Клелия. Фабрицио в отчаянии удаляется в монастырь. Через год герой умирает от тоски.

Перековка нового человека (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

По замыслу Эйхманиса, новый советский человек должен вырасти в этом непростом и суровом северном климате. В магазинах на Соловках торгуют английскими булавками и сладким мармеладом, но в тоже время выкорчевывают кресты со старых кладбищ и сплавляют по реке огромные бревна. Роман «Обитель» Прилепина, краткое содержание которого поможет лучше понять замысел автора, описывает, как люди нечеловеческими усилиями пытаются соединить в себе эти две противоположности.

За окном 20-е годы XX века. Только что отгремели сражения Гражданской войны. Поэтому народ среди заключенных самый разношерстный. Тут можно встретить и офицера армии Колчака, и представителя духовенства, который еще не разобрался, насколько советская власть нетерпима ко всякому проявлению веры, и напортачившего чекиста. Но больше всего здесь, конечно, обычных уголовников.

Примечания

  1. Harold Bloom. Stendhal . Facts on File, 1989. ISBN 9781555463113. Page 95.
  2. Подразумевается, что истинный родитель Фабрицио — офицер наполеоновской армии, которого он мельком видит на поле боя, уже в чине генерала. См.: См.: Lawrence R. Schehr. Rendering French Realism . Stanford University Press, 1997. Page 56; Margaret Bożenna Goscilo.The Bastard Hero in the Novel . Garland Pub., 1990. ISBN 9780824000004. Page 73.
  3. 1234 Затонский Д. В. Стендаль // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. — 1989. — С. 185—195.
  4. Толстому приписывают признание: «Я больше, чем кто-либо другой, многим обязан Стендалю. Он научил меня понимать войну. Кто до него описал войну такою, какова она есть на самом деле?» См.: Буайе П. Три дня в Ясной Поляне // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. / Ред. С. А. Макашин. — М.: Худож. лит., 1978. — Т. 2 / Сост., подгот. текста и коммент. Н. М. Фортунатова. — С. 266—270. — (Сер. лит. мемуаров).
  5. [www.lib.ru/INOOLD/BALZAK/balzak_bale.txt_with-big-pictures.html Оноре де Бальзак. Этюд о Бейле]
  6. [www.britannica.com/EBchecked/topic/565258 Stendhal (French author)] (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online .
  7. 12 Harry Levin.The Gates of Horn: A Study of Five French Realists . 2nd ed. Oxford University Press, 1963. Page 140.
  8. Vivian Russell. Edith Wharton’s Italian Gardens . ISBN 9780711211551. Page 25.
  9. Это тот же приём «большого в малом», который позволил Стендалю на примере ряда мелких стычек дать почувствовать хаос всего сражения при Ватерлоо.
  10. Великовский С. И. Стендаль // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 160—167.

Роман «Обитель»

В 2014 году написал свой последний на данный момент роман Захар Прилепин. «Обитель», краткое содержание которой уже сегодня могут спросить на экзамене в вузе, за короткое время приобрела читательскую любовь.

Произведение вышло в издательстве АСТ. Завоевало престижную отечественную литературную премию «Большая книга».

Стоит отметить, что главные у писателя — это люди. Книга Захара Прилепина «Обитель» знакомит с удивительными человеческими архетипами. Причем некоторых из них выдумал автор, а некоторые существовали в действительности. Как, например, начальник Соловецкого лагеря Федор Иванович Эйхманс. В романе он выведен под фамилией Эйхманис.

Главный герой, конечно, выдуман. Это 27-летний Артем, попавший в лагерь еще до сталинских репрессий. А вот даже у его возлюбленной есть свой исторический прототип. Галина в романе — это реальная любовница Эйхманса Галина Кучеренко.

За сокамерниками Артема также скрываются прототипы реальных персонажей советской действительности. Митя Щелкачов — академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Начальник лагеря Ногтев — Александр Петрович Ногтев, первый руководивший Соловками, еще до Эйхманса. Френкель — Нафталий Аронович Френкель, один из руководителей ГУЛАГа. Борис Лукьянович — Борис Лукьянович Солоневич, русский писатель и общественный деятель, который провел 8 лет в Соловецких лагерях.

Об эмоциях от просмотра

Обитатели Соловков переносят голод, тяжелые условия, каторжную работу, проверки и доносы, которые могут стоить им жизни. Здесь бок о бок живут уголовники и «политические», предатели и люди, сохранившие честность перед самими собой. Многие ломаются, но некоторые способны сохранить в себе человека и найти правду. Об этом – людях, которые пытаются пробиться к свету, о Боге, любви, жизни, смерти и других вечных темах – рассуждает «Обитель». Посмотревшие предупреждают: сериал требует эмоционально настроя для знакомства. Но уверяют: увидеть его стоит.

«Тяжелый фильм, насыщенный такими страстями. Очень сильный»; «Обитель» – жесткая вещь, но показывает, что в любых условиях есть шанс остаться человеком»; «Сильнейший актерский состав, тема тяжелая, но знать и смотреть о таком надо… История страны и людей»; «Этот сериал я буду пересматривать, но нужна моральная подготовка»; «С огромным удовольствием посмотрела первые серии на «Смотрим.ру». Очень искренне, правдиво. Заставляет думать и не отпускает», – уверены интернет-пользователи.

Присоединиться к тем, кто уже посмотрел «Обитель», можно прямо сейчас: все серии исторической драмы доступны на платформе «Смотрим». В эфире канала «Россия 1» сериал покажут с 10 мая.

Развязка

В своем романе описывает и поиски настоящей любви Стендаль. «Пармская обитель» — это в каком-то роде приключенческое произведение, где есть опасности, сражения и невероятные по силе чувства.

Итак, Клелия решает спасти Фабрицио, так как принц приговорил его к смерти. Фабрицио и девушка тайно встречаются, Клелия уговаривает его бежать. План удается осуществить, и Джина увозит пленника в Швейцарию.

В этой время в Парме на престол восходит Эрнест V, что дает беглецам возможность вернуться. Но приговор действует, и суд состоится. Дело разрешается в пользу героя.

Фабрицио становится архиепископом. Клелия выходит замуж по воле отца. Влюбленные тайно встречаются. Вскоре у девушки рождается ребенок, но после его смерти умирает и сама Клелия. Фабрицио в отчаянии удаляется в монастырь. Через год герой умирает от тоски.

Сюжет

В начальных главах описывается восторг, с которым жители севера Италии встретили весной 1796 года французов, освободивших их от тягостного ига Габсбургов. Юный аристократ Фабрицио дель Донго, узнав в 1815 году о возвращении Наполеона с острова Эльба, покидает стоящий на берегу озера Комо замок отца-реакционера и спешит в Бельгию, чтобы на стороне своего кумира принять участие в битве при Ватерлоо.

По возвращении на родину Фабрицио подвергается преследованию как изменник и вольнодумец. По совету тайно влюблённой в него тётки, герцогини де Сансеверина, Фабрицио принимает решение сделать карьеру в церкви, хотя не чувствует к этому подлинного призвания. Маленький двор пармского герцогства, где одну из первых скрипок играет граф Моска — любовник и будущий муж герцогини де Сансеверина, бурлит интригами

Прежде чем занять в Парме пост архиепископа, Фабрицио убивает соперника в поединке за внимание одной актрисы и оказывается в заточении в неприступной крепости, где его спасает от верной гибели влюблённая в него Клелия Конти, дочь коменданта

Отношения Фабрицио и Клелии продолжаются и после того, как молодой человек становится прелатом, а девушка вступает в брак. Смерть их ребёнка, а затем и самой Клелии вынуждают Фабрицио оставить свой пост и удалиться в картезианский монастырь под Пармой, где он и заканчивает свою недолгую, но полную приключений жизнь.

Значение романа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Большинство критиков и поклонников творчества автора отмечают, что его произведение просто пышет здоровьем и жизнью, даже несмотря на то, что посвящено одной из самых постыдных страниц в истории советской власти — организации концентрационных лагерей. В них погибли миллионы людей, еще больше подорвали свое здоровье, были вынуждены навсегда расстаться со своими семьями.

Самое главное, что события, которые описывает автор, происходят задолго до сталинских репрессий, когда в лагеря массово отправляли людей. Конец 20-х годов в Советском Союзе — еще достаточно либеральное время, когда машина репрессий только начинала разгоняться.

Во всем многообразии лагерного материала выбрал именно Соловецкий лагерь Прилепин. «Обитель» (краткое содержание книги поможет вам лучше с ней познакомиться) — роман, который рассказывает об уникальном монастыре. В нем издавна жили священники, которые целенаправленно отрезали себя от окружающего мира на много лет. Советская власть превратила монастырь в лагерь особого назначения, до конца не искоренив из этих суровых мест монахов, их порядки и обряды.

Развязка

В своем романе описывает и поиски настоящей любви Стендаль. «Пармская обитель» — это в каком-то роде приключенческое произведение, где есть опасности, сражения и невероятные по силе чувства.

Итак, Клелия решает спасти Фабрицио, так как принц приговорил его к смерти. Фабрицио и девушка тайно встречаются, Клелия уговаривает его бежать. План удается осуществить, и Джина увозит пленника в Швейцарию.

В этой время в Парме на престол восходит Эрнест V, что дает беглецам возможность вернуться. Но приговор действует, и суд состоится. Дело разрешается в пользу героя.

Фабрицио становится архиепископом. Клелия выходит замуж по воле отца. Влюбленные тайно встречаются. Вскоре у девушки рождается ребенок, но после его смерти умирает и сама Клелия. Фабрицио в отчаянии удаляется в монастырь. Через год герой умирает от тоски.

Дневник Галины Кучеренко[ред.]

Женщина пишет о своих чувствах к Эйхманису. Она предупреждала его о нарушениях и преступлениях охраны лагеря, а он отказался принимать меры, потому что сюда, на Соловки, присылали только штрафников. По словам начальника лагеря, вновь присланные будут такими же.

Галина рассказывает про свои детство и юность. Она окончила гимназию, поступала в университет, сразу приняла революцию, стала большевиком. С Эйхманисом Галя познакомилась в поезде Троцкого и полюбила его. Вскоре они стали близки, хотя она понимала, что он не любит её. Он привез её с собой в лагерь, но их отношения нестабильны; любовник многократно изменял ей с заключёнными женщинами.

Галина страдала от безразличия Эйхманиса, понимая, что он использует её. Она вступила в связь с заключёенным, которого выделял начальник. Женщина узнала, что Эйхманис женился и вскоре уезжает с Соловков. Она также собралась покинуть острова. На этом дневниковые записи обрываются.

Актеры и роли

В сериале, рассказывающем о невозможности любви в заточении, главные роли исполнили следующие актеры:

Евгений Ткачук — Артем Горяинов, 27-летний недоучившийся студент, угодивший в Соловецкий лагерь особого назначения за убийство собственного отца. Герой не склонен доверять окружающим, предпочитая самостоятельно разбираться со всеми проблемами, одной из которых становится внезапно охватившая его любовь к Галине, сожительнице Эйхманиса.

Сергей Безруков — Федор Эйхманис, начальник расположенного на Соловках лагеря особого назначения, ставящий уникальный эксперимент по созданию из заключенных граждан новой цивилизации. Средствами для претворения замысла в жизнь видит не исключительно труд, но и культуру, а потому на территории подконтрольного ему учреждения осужденные не только работают на производстве, но и занимаются наукой, издают газеты и готовят театральные постановки.

Александра Ребенок — Галина Кучеренко, чекистка, работающая в учреждении следователем, которая отправилась в лагерь вслед за своим возлюбленным, Федором Эйхманисом. Однако на новом месте встретилась с Артемом, к которому тоже воспылала нежными чувствами, что только усугубило ситуацию для последнего — теперь до расстрела молодому человеку один шаг.

Виктор Добронравов — Серж Мезерницкий, трубач лагерного духового оркестра, бывший в прошлом контрреволюционером

Не принимает происходящие в его родной стране изменения, но предпочитает не распространяться на эту тему, боясь сболтнуть лишнее, хотя в душе мечтает свалить ненавистный большевистский режим.

Виктор Раков — Василий Вершилин, держащийся особняком от остальных заключенных белогвардейский офицер, любящий с толикой осторожной иронии порассуждать о новой власти. Помогает Артему освоиться в лагере по прибытии и старается вывести Горяинова на откровенность, хотя собственную душу желанием раскрывать и не горит.

Игорь Черневич — священник Иоанн, прозванный заключенными «владычкой», всеми силами стремящий помочь сохранить душевное спокойствие оказавшимся в заточении людям, независимо от их былых деяний.

Также в сериале снимались: Михаил Евланов, Владимир Стеклов, Юрий Кузнецов, Елена Шевченко и Яков Шамшин в роли мечтающего о побеге афериста и поэта Афанасьева.

Сатира


Роман Стендаля стоит у истоков руританской традиции европейской литературы. По замечанию Г. Джемса, сюжет книги напоминает стандартное либретто комической оперы. На примере пармского двора Рануция Эрнесто IV автор романа сконструировал модель деспотии, которая, по словам Бальзака, в компактной форме позволяет «понять интриги более значительного двора». Политическое противостояние либералов и консерваторов, столь характерное для Европы того времени, когда был написан роман, сведено на карликовый уровень: «возня лилипутов» гарантирует остранение и сатирический эффект.

Сюжет

В начальных главах описывается восторг, с которым жители севера Италии встретили весной 1796 года французов, освободивших их от тягостного ига Габсбургов. Юный аристократ Фабрицио дель Донго, узнав в 1815 году о возвращении Наполеона с острова Эльба, покидает стоящий на берегу озера Комо замок отца-реакционера и спешит в Бельгию, чтобы на стороне своего кумира принять участие в битве при Ватерлоо.

По возвращении на родину Фабрицио подвергается преследованию как изменник и вольнодумец. По совету тайно влюблённой в него тётки, герцогини де Сансеверина, Фабрицио принимает решение сделать карьеру в церкви, хотя не чувствует к этому подлинного призвания. Маленький двор пармского герцогства, где одну из первых скрипок играет граф Моска — любовник и будущий муж герцогини де Сансеверина, бурлит интригами

Прежде чем занять в Парме пост архиепископа, Фабрицио убивает соперника в поединке за внимание одной актрисы и оказывается в заточении в неприступной крепости, где его спасает от верной гибели влюблённая в него Клелия Конти, дочь коменданта

Отношения Фабрицио и Клелии продолжаются и после того, как молодой человек становится прелатом, а девушка вступает в брак. Смерть их ребёнка, а затем и самой Клелии вынуждают Фабрицио оставить свой пост и удалиться в картезианский монастырь под Пармой, где он и заканчивает свою недолгую, но полную приключений жизнь.

Примечания

  1. Harold Bloom. Stendhal . Facts on File, 1989. ISBN 9781555463113. Page 95.
  2. Подразумевается, что истинный родитель Фабрицио — офицер наполеоновской армии, которого он мельком видит на поле боя, уже в чине генерала. См.: См.: Lawrence R. Schehr. Rendering French Realism . Stanford University Press, 1997. Page 56; Margaret Bożenna Goscilo.The Bastard Hero in the Novel . Garland Pub., 1990. ISBN 9780824000004. Page 73.
  3. 1234 Затонский Д. В. Стендаль // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. — 1989. — С. 185—195.
  4. Толстому приписывают признание: «Я больше, чем кто-либо другой, многим обязан Стендалю. Он научил меня понимать войну. Кто до него описал войну такою, какова она есть на самом деле?» См.: Буайе П. Три дня в Ясной Поляне // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. / Ред. С. А. Макашин. — М.: Худож. лит., 1978. — Т. 2 / Сост., подгот. текста и коммент. Н. М. Фортунатова. — С. 266—270. — (Сер. лит. мемуаров).
  5. Оноре де Бальзак. Этюд о Бейле
  6. Stendhal (French author) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online .
  7. 12 Harry Levin.The Gates of Horn: A Study of Five French Realists . 2nd ed. Oxford University Press, 1963. Page 140.
  8. Vivian Russell. Edith Wharton’s Italian Gardens . ISBN 9780711211551. Page 25.
  9. Это тот же приём «большого в малом», который позволил Стендалю на примере ряда мелких стычек дать почувствовать хаос всего сражения при Ватерлоо.
  10. Великовский С. И. Стендаль // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 160—167.

Анализ

Высокую степень художественной правды достиг в своем сочинении Стендаль («Пармская обитель»). Анализ произведения свидетельствует о том, что особенно достоверно удалось ему изобразить исторических персонажей. Все это было сделано для того, чтобы показать реалии изображаемого времени. Даже трагическая судьба главного героя подчеркивает достоверность событий, так как лишает роман сказочного конца – «и жили они долго и счастливо».

Основная мысль произведения весьма трагична: жестокий мир не прощает людям искренних и настоящих чувств. Всех, кто на них осмелится, ждет гибель.

Об ожиданиях, которые оправдались

Работа над «Обителью» – и книгой, и сериалом, – была долгой и кропотливой. Захар Прилепин начинал произведение в качестве повести, но история превратилась в масштабный роман. Картина по бестселлеру также снималась небыстро, заставляя зрителей ждать ее выхода на экраны. Премьера удалась: многие признаются, что просмотрели все 8 серий, доступные на платформе «Смотрим», практически за день – и не разочаровались.

«Обитель» стояла в долгом ожидании, при этом в маленьком страхе, что будет «не то» – слишком хороша книга Захара Прилепина. Но все на месте!» – пишут зрители. И добавляют, что впечатлил и проект целиком, и отдельные его герои. «Ваш Эйхманис – именно тот, кого я себе представляла, читая книгу. Великолепно передано его душевное состояние. Он сам – жертва Соловков, времени,» – оценивают работу Сергея Безрукова в сериале. И не только его…

Захар Прилепин (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Прежде чем разбираться, чем так важен роман Прилепина «Обитель», необходимо сначала узнать побольше о его авторе.

Прилепин родился в 1975 году в Рязанской области. Когда ему было 11 лет, семья переехала в Нижегородскую область. Его родители получили квартиру в городе Дзержинск.

Был призван в армию, но вскоре комиссован. Учился в школе милиции, служил в ОМОНе. Параллельно начал учиться на филологическом факультете Нижегородского университета. Именно тогда впервые проявил живой интерес к литературе З. Прилепин. «Обитель», краткое содержание которой есть в этой статье, задумывалась автором много позже, но первыми в своей творческой карьере литературными приемами он овладел именно тогда.

В 2000 году Прилепин начинает работать журналистом, оставляет работу в правоохранительных органах. В то время публиковался под различными псевдонимами, например, Евгений Лавлинский. Прилепин увлекается идеологией национал-большевистской партией Эдуарда Лимонова, пишет в газету «Лимонка». Возглавляет периодическое издание НБП в Нижнем Новгороде. В то время он пишет свои первые рассказы, становится в один ряд с первыми представителями современной военной прозы, вместе с Карасевым и Бабченко.