Оглавление
- Содержание:
- Безграмотность? Не думаю!
- Ночные кошмары
- Актеры
- Великие и ужасные миномёты
- Правдивая лента о войне от режиссера Игоря Копылова
- Мнение кинокритиков о фильме
- Оценки[править | править код]
- Производство[править | править код]
- Неизвестные эпизоды войны в фильме «Ржев»
- Сюжет фильма «Ржев»
- Не основано на реальных событиях
- Описание сюжета фильма «Ржев»
- Общая информация о фильме «Ржев»
- Ржевский выступ: «трамплин для прыжка в Москву»
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- Актеры и роли
- Сюжет фильма Ржев
- Снимали на полигоне под Санкт-Петербургом
- Сюжет[править | править код]
- Ржевская мясорубка: в долинах и рощах смерти
Содержание:
В декабре 2019 года на экраны вышел фильм «Ржев». Давайте посмотрим на него глазами историка. Удалось ли создателям, пусть и с поправками на условность кино, дать правдивую картину грандиозного сражения под Ржевом в 1942–1943 году? И насколько убедительной вышла история?
Хорошее кино — это хороший сценарий. Литературная основа у «Ржева» откровенно слабая. Единственный плюс — отсутствие вымученной лирической линии. Произведение «Искупить кровью» хотя и принадлежит перу писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева, но относится скорее к перестроечной обличительной литературе. Тогда была популярна «правда» об участии в войне уголовных элементов, и Кондратьев с огоньком описывал воевавших матёрого уголовника и мелкую шпану. По существу, именно они — главные герои.
Таким же «остреньким» тогда было «показать особиста» — и этот приём стал плоским от избитости в 90-е. В 2019 году то, как уголовник в «Искупить кровью» убивает особиста ради его документов, выглядит уже откровенным идиотизмом.
Безграмотность? Не думаю!
Предположим, что авторы фильма не смогли изобразить превращённую в опорный пункт деревню, поскольку страдают исторической безграмотностью. Эту версию подтверждает стоящий перед деревней подбитый танк Т-34 с «гайкой» и командирской башенкой. Он явно переместился во времени и пространстве откуда-то с Западной Украины весны 1944 года.
Однако обратим внимание: чем же занимаются герои фильма, заняв деревню? Оборудуют позиции фронтом к противнику? Ну хорошо, вялые попытки они делают, даже приказали куда-то перетащить «спираль Бруно». Реально же «спираль Бруно» никуда не переместили, и в кадре она не появляется; вместо неё — «испанский всадник», рогатка
Попытки закрепиться быстро затухают со смертью одного деятельного сержанта. Солдаты в основном бездельничают, а не машут в поте лица лопатами и топорами.
Всё это выглядит не как глупость, а как вынужденное натягивание сюжета на глобус.
Если мало-мальски оборудовать оборону, то не появится никакой мотивации оставить деревню из-за немецкой контратаки. Тем более глупо будет оставить стандартный опорник с круговой обороной и амбразурами в стенах изб — при том, что пулемётов у роты, как своих, так и трофейных, хватает.
Неубедительно выглядит и нытьё про усиление «сорокапятками». Если кто не знает, «сорокапятки» именно тогда, в 1942 году, были дефицитом. В Овсянникове совершенно не просматривается тот факт, что они действительно нужны. Командование ограничивается посылкой двух пулемётов — и это нормальное усиление на предложенной позиции и при таком соотношении сил.
Ночные кошмары
Лазейку для перехода к долгожданному отходу из деревни и скандалу давала немецкая ночная атака. За светскими разговорами ни о чем титаны тактики её проспали. Однако ночную вылазку по логике сюжета все же требовалось отбить для героизации одного из персонажей. В исходном «Искупить кровью» в спину крадущимся в ночи немцам стреляет, спасая товарищей, герой-уголовник. В «Ржеве» эта роль досталась осколку империи — благообразному крестьянину, ветерану Первой мировой.
Ход неплохой, сердце наименее осведомлённых поклонников «России, которую мы потеряли» удалось завоевать.
Правда, скучные историки в этот момент холодно начали спрашивать насчёт молебнов перед атакой под Нарочью в 1916 году, где с позиционным кошмаром всё было в порядке.
В итоге проблема «как заставить роту уйти из деревни» осталась. Как же её решили создатели «Ржева»? Ни за что не догадаетесь.
Актеры
Главные роли исполнили:
- Сергей Жарков — ротный (“Под ливнем пуль”, “Чума”, “Гибель Империи”);
- Иван Батарев — Костя Карцев (“Чужой”, “Невский. Проверка на прочность”);
- Олег Гаянов — Мачихин (“Мажор 2”, “Ментовские войны 8”);
- Арсений Семёнов — политрук (“Чужой район”, “Лекарство против страха”);
- Александр Горбатов — Басов (“Ненастье”, “Тихий Дон”);
- Александр Бухаров — Сысоев (“Львиная доля”, “Завод”);
- Григорий Некрасов — Рыков (“Счастье – это… Часть 2”, “Крылья Империи”);
- Игорь Грабузов — Журкин (“Последняя статья журналиста”, “А.Л.Ж.И.Р.”);
- Александр Аравушкин — папаша (“Раскол”, “Жизнь и судьба”);
- Дан Розин — Витя Сомов.
Великие и ужасные миномёты
Советская стрелковая рота по приказу командира покидает только что занятое с боем и потерями Овсянниково под угрозой… обстрела 81-мм миномётами. Видимо, в сознании авторов фильма это — чудо-оружие инфернальной разрушительной силы, сама угроза применения которого должна заставлять бежать без оглядки. Не артиллерия больших калибров или авиация, не даже реактивные миномёты — всё это было в реальных ржевских боях. Нет, банальные батальонные миномёты, под огнём которых можно отсидеться в минимально подготовленной полевой обороне, встретив атакующих послемогучего» удара 81-мм мин немцев пулемётным огнём.
На ту же тему Любимые фильмы о Великой Отечественной авторов WARHEAD.SU
Совершенно немотивированный уход из важного опорного пункта предсказуемо вызывает неудовольствие и даже ярость командования в лице командира батальона. Это действительно ничем не оправданная трусость, в которую предлагают поверить(и оправдать) создателиРжева»
И что, хоть кто-то в это всё поверил?
Правдивая лента о войне от режиссера Игоря Копылова
«Ржев» создан по мотивам повести, которую написал непосредственный участник боев В. Кондратьев. Называется она «Искупить кровью». Временной промежуток, показанный в фильме – очень короткий, всего одни сутки. Но картина получилась невероятно емкая, вмещающая в себя правдивый натуралистичный показ кровопролитных сражений, а также взаимоотношений участников этих боев. Кроме того, весь фильм пронизан трепетным, уважительным отношением режиссера и актеров к бойцам, попавшим в адскую мясорубку подо Ржевом.
Каждый персонаж фильма имеет свою собственную историю. Бойцам разных возрастов, национальностей, образовательного уровня придется прожить бок о бок одни сутки в отбитой ими у немецких оккупантов русской деревне Овсянниково. За это время они, из разрозненной, разобщенной группы людей, станут единым целым, боевым кулаком, который должен будет отражать наступления фашистов.
Снимали киноленту на полигоне под Санкт-Петербургом, во время настоящих 28-градусных морозов. В «Ржеве» отсутствуют компьютерные спецэффекты. Все действие держится на мастерстве постановщика, оператора, а также на удивительно органичной игре актеров.
В фильме заняты: Сергей Жарков, Александр Аравушкин, Даниил Розин, Иван Батарев, Александр Бухаров, Олег Гаянов, Александр Корбатов, а также немедийные питерские актеры. Звезд первой величины в ленте нет.
Картина получилась реалистичной, пронзительной и по-настоящему мужской, суровой. Каждый из актеров пытался привнести в ленту что-то свое, личное, от воевавших в Отечественную дедов и прадедов. Характеры персонажей очень разноплановые, что помогло сделать сюжет интересным, острым.
Мнение кинокритиков о фильме
Антон Долин (российский журналист, кинокритик в «Вести ФМ» и кинообозреватель телепередачи «Вечерний Ургант») писал, что ждал от отечественной студии новой эпичной, жестокой и масштабной военной драмы. А на экране увидел неплохую экранизацию книги. В ней нет чего-то особенного, поэтому режиссер мог изменить актерский состав, место действия, время, и кинолента ничего не потеряла бы от этого.
По мнению Максима Семенова (критика и киноведа), главной проблемой фильма стали недоработки сценаристов. Они обнаруживаются по всей киноленте. Во многих диалогах встречаются нелогичности, ошибки. Командиры почти не пользуются военной терминологией, а заменяют ее на неподходящие слова. Из-за таких неточностей «Ржев» не захватывает зрителя, потому что человек часто видит ошибки.
Андрей Карташов (кинокритик, киновед) отметил, что главным преимуществом фильма стал актерский состав. Он признан лучшим утвержденным составом в российском кино этого года. Благодаря хорошей игре многие сценарные и технические ошибки можно простить. Профессиональные артисты точно передают эмоции бойцов, попавших в окружение. Их чувства ощущаются даже через экран.
Кинокритик Андрей Карташов отметил убедительную игру актеров в фильме.
Ирина Павлова (киновед, кинокритик, сценарист) в комментарии писала, что в фильме есть несколько неожиданных сюжетных ходов, зрителю предоставляется моральный выбор. Кроме того, сценарист создал почву для конфликтов внутри роты. У всех персонажей разное происхождение, моральные ценности и жизненные принципы. Солдаты часто спорят по политическим и нравственным вопросам, а зрителю достаточно сложно определиться, на чьей он стороне.
Однако фильм стоит посмотреть, потому что здесь нет политической пропаганды, часто встречающейся в фильмах про Великую Отечественную войну. Режиссер не старается добавить излишнего патриотизма.
Оценки[править | править код]
Егор Холмогоров в рецензии для телеканала «Царьград» выразил уверенность, что «Ржев» войдёт в золотой фонд военного кино. По мнению критика «даже в хвалёном американском „Пасифике“ не было такой изумительно, натуралистично и символично поставленной сцены пехотного боя». Критические выпады в адрес ленты рецензент связал с желанием сторонников неосталинизма вытеснить из исторической памяти военные неудачи 1942 года, происходившие прежде всего по вине командования: «Атмосфера этих мясорубок передана в „Ржеве“ очень и очень смягчённо, щадяще, но даже в таком виде эта трагическая память настолько болезненна, что вызывает у сталинских апологетов… выкрики про „трупами завалили“. Хотя ничего подобного в фильме нет». Рецензент подчеркнул, что нравственный пафос, которым проникнут фильм «Ржев», — это «попытка христианского патриотического примирения через жертвенность. Персонажи повести слиты, разделены, переделаны так, чтобы над всем содержанием фильма главенствовал один общий мотив: „из Савла в Павлы“».
«Ржев» наряду с «Т-34» и «Движением вверх» вошёл в список лучших фильмов 2019 года, составленный Всероссийским центром изучения общественного мнения в рамках аналитического обзора, приуроченного к концу года.
Критикаправить | править код
Кроме положительных, фильм получил и критические отзывы. Так, кинокритик ИА «Регнум» отметил, что, несмотря на сюжетные натяжки, фильм натуралистичен. Однако отмечается его идеологическая направленность:
При явных достоинствах фильма (таких как тщательная «прорисовка» деталей и динамичность сюжета, жёсткий реализм) те же недостатки замечены и другим критиком:
В газете «Литературная Россия» критик, отметив, что фильм начинается очень мощно, впечатляющей сценой атаки — предельно реалистичной и правдивой, заметил, что собственно этим достоинства фильма и заканчиваются — после этой первой сцены художественная убедительность фильма пропадает, и всё дальнейшее действие на экране представляет собой растянутый по не стыкующемуся с реальностью сюжету показ набора штампов и фантазий создателей, превращающих фильм в карикатуру:
Зрительские симпатииправить | править код
Зрители, просмотревшие фильм в кинотеатрах, в ходе интервью с представителями СМИ оставили в основном положительные отзывы. Многие отмечают зрелищные визуальные эффекты, батальные сцены, отмечают, что в фильме чувствуется эмоциональный накал и интрига
Некоторые зрители обратили внимание на отсутствие знаменитых актёров и выделили игру Сергея Жаркова в роли ротного.
Часть зрителей обнаружила в фильме мелкие неточности
Издание «Регнум» обращает внимание на отзыв зрителя, усмотревшего в «Ржеве» сходство с голливудскими боевиками: «Один безоружный красноармеец захватывает немецкий пулемёт и гасит из него полсотни фрицев как Шварцнеггер или Сталлоне. Однако эти минусы не портят общую картину».
Производство[править | править код]
«Ржев» изначально позиционировался его создателями как «предельно честный, правдивый фильм о войне», в нём нет ни одной женской роли..
Спонсором фильма выступил петербургский предприниматель Евгений Пригожин, считающися близким к президенту РФ Владимиру Путину
Место съёмок — территория Ржевского полигона около Санкт-Петербурга. Картину планировали снимать подо Ржевом, в селе Овсянникове, но из-за отсутствия жилья вблизи предполагаемого места съёмок было принято решение провести съёмочный период под Санкт-Петербург. На военном полигоне была построена деревня, некоторые дома разбирались в заброшенных тверских сёлах и транспортировались под Питер для воссоздания подлинного облика деревни.
Создатели фильма решили не отступать от реализма, поэтому в батальных сценах не использовались спецэффекты.
Для реализма же, по словам авторов фильма, съёмки проходили иногда в тридцатиградусный мороз. Однако, это невозможно — в этот период зимы под Питером были тёплыми — ни в 2018, ни в 2019 году зимой даже в ночное время температура не опускалась и ниже «-13» градусов.
14 ноября 2019 года был представлен первый трейлер и постер.
Неизвестные эпизоды войны в фильме «Ржев»
В истории все постепенно становится на свои места: пропавшие без вести в Великую Отечественную солдаты пополняют списки героев, потому, что их останки находят на полях самых кровопролитных сражений, а завеса забвения потихоньку приоткрывается и потомки узнают о неизвестных страница военной истории.
Такой неизвестной страницей был, до недавнего времени, старинный российский город Ржев. Кровопролитнейшие длительные бои на этом участке фронта, оставили вдовами и сиротами более миллиона жителей СССР. Такие страшные потери понесла советская армия. Но бои на ржевском направлении стали переломными в ходе войны. Отчаянная ярость советских солдат смогла перебороть натиск, вооруженных по последнему слову техники, фашистских захватчиков.
О малоизвестном широкой публике военном эпизоде – битве подо Ржевом, российские кинематографисты сняли полнометражку, премьера которой состоялась по всей Российской Федерации 5 декабря 2019 года. Называется фильм предельно четко и кратко — «Ржев». Время показа вмещает в себя множество правдивых батальных сцен, а также рассказ о рядовых солдатах войны, их взаимоотношениях между собой и командирами.
Создатель ленты Игорь Копылов очень бережно отнесся к материалу, понимая, что его видение страшных кровопролитных боев станет достоянием общества и истории.
Сюжет фильма «Ржев»
События фильма рассказывают о Ржевской битве, произошедшей в 1942 году под селом Овсянниково, когда оставшиеся в живых бойцы, проявив доблесть и героизм, смогли одержать тяжелую победу, приблизившую освобождение нашей Родины от немецких захватчиков.
Февраль 1942 года. После нескольких месяцев ожесточенных боев рота Красной Армии, от которой осталась лишь треть личного состава, наконец выбивает врага из села Овсянниково. Бойцы, измотанные до предела, ожидают подкрепления, однако штаб приказывает им удерживать деревню любой ценой, что означает смертный приговор.
Каждый из героев понимал, что живыми из этого переплета выбраться почти невозможно. В этот момент в расположение роты прибыл лейтенант-особист. Он должен был найти и разоблачить предателей среди своих. Новая неожиданная опасность привела к открытому конфликту между командиром роты и высшим командованием. Перед командиром роты встал тяжелый выбор — выполнить бессмысленный приказ командования и потерять оставшихся людей или вывести бойцов из-под огня и пойти под трибунал.
Не основано на реальных событиях
От живописного уголовника-убийцы авторам пришлось отказаться, но в результате повествование в «Ржеве» сразу стало разъезжаться по швам. В жертву «остренькому» принесли минимальное соответствие историческим событиям. Увлёкшись скандальными подробностями, автор «Искупить кровью» вообще ушёл от своего собственного опыта боев за Овсянниково. Ни в повести, ни в фильме отражения реальных боёв апреля 1942 году просто нет. Тогда деревню несколько раз безуспешно пытались взять штурмом. В перестройку В. Кондратьев ознакомиться с документами по тем событиям ещё не мог, создатели «Ржева» — не захотели.
Вместо ожидаемой череды атак на занятую немцами деревню с большими потерями в «Ржеве» разворачивается простенькая история «взяли, а потом оставили деревню».
Что сразу видно при просмотре? Занятая деревня слабо напоминает типовой немецкий опорный пункт времён зимних боёв 1941–1942 годов. Немцы готовили деревню к обороне путём переоборудования нескольких подходящих домов в импровизированные дзоты и сжигали остальные здания. Свободное размещение в деревенских домах на кроватях стало бы самоубийством под огнём советской артиллерии. Это и происходит в фильме, когда от попадания снаряда в дом гибнут люди в перевязочном пункте.
Советские схемы немецких опорных пунктов зимы 1941–1942 годов
Описание сюжета фильма «Ржев»
Картина повествует о битве зимой 1942 г. По глубокому снегу под обстрелом немцев пытаются пробежать советские солдаты. Однако русским войскам удается взять село Овсянниково. Режиссер поднимает тему жестокости на войне, т.к. командиры отправляли новобранцев на смерть, чтобы захватить деревню. Из-за такого отношения командования к людям в дивизии осталось слишком мало людей, чтобы удержать занятые позиции. Небольшому отряду приходится организовать круговую оборону, т.к. противник берет советские воинские части в кольцо. Подкрепление от Красной армии не приходит.
Однако благодаря смекалке и удаче героям удается устроить засаду на врага и уничтожить его. Если оценивать сюжет фильма «Ржев» по отзывам посмотревших картину людей, то становится понятно, что у сценариста получилось написать сильную и захватывающую историю.
Общая информация о фильме «Ржев»
Фильм «Ржев» — это лишь один эпизод Великой Отечественной войны, 75-летие Победы в которой будет отмечаться в мае следующего года. Другое название фильма «Ржев. Искупить кровью».
1942 год. Ржевская битва — одно из наиболее кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. После боев под селом Овсянниково от роты советских солдат осталась лишь треть. Бойцы пытались продержаться до прихода подкрепления, так как поступил приказ из штаба — удержать деревню любой ценой. Деревни, за которую так отчаянно сражалась рота, давно нет. После войны ее так и не восстановили. Место, где она была, сегодня может показать только очень опытный проводник, но невыдуманная деревня стала собирательным образом всей ржевской земли.
Эта битва сыграла одну из ключевых ролей в достижении Красной Армией коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Жанр: военный, драма, исторический
Год выпуска: 2019
Режиссеры: Игорь Копылов
Сценарий: Вячеслав Кондратьев
Композиторы: Максим Кошеваров, Александр Маев
Операторы: Гарик Жамгарян, Евгений Кордунский
Продюсеры: Инесса Юрченко, Сергей Щеглов
Страна: Россия
Премьера в России: 05.12.2019
Кинокомпания: Триикс Медиа
Продолжительность: 113 мин.
Динамичная картина словно и не сыграна, а снята изнутри в ходе реального сражения. Каждый предмет в картине беспощадно правдив: солдатские самокрутки, развороченные взрывом воронки, заиндевелые блиндажи и полевые телефоны. Снег на кадрах — черный от дыма и красный от крови.
«Там нет спецэффектов, компьютерной графики. Там очень человеческие истории. И сама картина снята не для гламура», — поделился актер Иван Батарев.
«Это наша история, наш подвиг. Его нельзя забывать. Это коснулось каждой семьи, — отметил актер Дан Розин. — Мы постарались передать всю боль, мы со всей душой подошли, чтобы получилось искреннее кино».
«На таких людях, как показаны в этом фильме, всегда наша страна стояла. Наши дети должны помнить, что там было, но без идеализации войны, а то, какая была настоящая правда», — отметил актер Андрей Коровниченко.
«Ржев» захватывает с первых секунд действия. Режиссер фильма Игорь Копылов рассказал, что фильм – концентрация большой трагедии всего в одном дне войны, где можно скрупулезно рассмотреть, что переживали находящиеся там люди.
У «Ржева» есть еще и нравственное измерение. Это — памятник павшим и живым. И одновременно — завет будущим поколениям.
Актер Александр Горбатов рассказывает для чего снят фильм. По его мнению, сейчас в России уже мало тех, кто хоть что-то знает о сражениях у Ржева, а тем более о тех людях, которые их вынесли.
«Я порекомендовал бы посмотреть фильм, чтобы увидеть смелую попытку это показать», — говорит Горбатов.
Ржевский выступ: «трамплин для прыжка в Москву»
Почему именно за Ржев бились так отчаянно? Мощное контрнаступление Красной армии под Москвой, начатое 5 декабря 1941 года, привело к образованию «ржевского выступа» на линии фронта — «ключа» к Москве, плацдарма, с которого вермахт потенциально мог пытаться вновь наступать на советскую столицу, расстояние до которой составляло около 150 км
Потому было так важно ликвидировать этот выступ, желательно путем разгрома 9-й немецкой армии, а следом и вообще группы армий «Центр». По той же причине противник яростно оборонял выгодные позиции.
Бои за Ржевский выступ, 1942 год. (cawysi.taloveis.ru.net)
Здесь советское командование с января 1942-го по март 1943 г. провело несколько наступательных операций, но всем им многого недоставало для победы. Экономика на военные рельсы переходила постепенно: не хватало снарядов, боеприпасов к стрелковому оружию, противотанковых средств, авиация (в воздухе еще господствовали самолеты люфтваффе), солдаты испытывали серьезный недостаток продовольствия, и в начале 1942 г. у многих просто не хватало сил рыть окопы, когда это было необходимо. Сказывалась и нехватка опыта и у солдат, и у командования: оно здесь столкнулось с сильным противником — хорошо обеспеченными укомплектованными частями вермахта под началом профессионального генерала Вальтера Моделя. Модель выстроил крепкую оборону, РККА приходилось наступать в лоб. Атаки подавлялись мощнейшим огнем. Все это вело к увеличению количества жертв ржевской бойни.
Поле боя. (bayanay.info)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ржевская резня миномётами
Киноподельники недавно выдали «окопную правду», как подают «Ржев» неискушенному зрителю. Исаев и Тимин оценили уровень правдоподобия в этом фильме:
На мой взгляд проблема подобных фильмов кроется в том, что подавляющее число представителей богемы (творческой интеллигенции) живут в логике постмодерна. И что в русском случае особенно печально логикой периферийного постмодерна. Те образы, которые им транслируют из центра (Голливуда) они никогда не смогут воспроизвести на уровне оригинала. Потому как в центре знают суть постмодерна, его слабые и сильные стороны. Периферийная публика смотрит на это с нескрываемым удивлением и не может в яркой картине увидеть ключевые технические моменты. Из-за чего любое подражание выглядит убого.
https://warhead.su/2019/12/10/istoricheskiy-film-rzhev-ubeditelnaya-kartina-ili-nelepyy-provalhttps://taira-koremochi.livejournal.com/624828.html
Актеры и роли
Сергей Жарков
ротный (главная роль)
- Краткая информация
- Год рождения: 11 августа 1979
- Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
- Рост: 185
Карцев (главная роль)
- Краткая информация
- Год рождения: 27 сентября 1986
- Место рождения: Омск, Россия
- Рост: 186
(главная роль)
- Краткая информация
- Год рождения: 10 декабря 1963
- Место рождения: Иркутск, Россия
политрук
- Краткая информация
- Год рождения: 6 августа 1989
- Место рождения: Кронштадт, Россия
Басов
- Краткая информация
- Год рождения: 25 марта 1988
- Рост: 198
Сысоев
- Краткая информация
- Год рождения: 10 февраля 1975
- Место рождения: Лабинск, Россия
- Рост: 187
Рыков
- Краткая информация
- Год рождения: 22 июня 1993
- Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
- Рост: 183
Журкин
- Краткая информация
- Год рождения: 20 февраля 1986
- Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
- Рост: 183
Петрович
- Краткая информация
- Год рождения: 11 ноября 1961
- Место рождения: Донской, Тульская область, Россия
Роман Грибков
Ушаков
- Краткая информация
- Год рождения: 28 октября 1972
- Место рождения: Ленинград, СССР, Санкт-Петербург, Россия
- Рост: 180
Петр Логачёв
Власюк
- Краткая информация
- Год рождения: 24 мая 1985
- Место рождения: Тестово, Щигровский район, Курская область, СССР, Россия
- Рост: 179
Елисеев
- Краткая информация
- Год рождения: 29 июня 1995
- Место рождения: Пермь, Россия
- Рост: 182
- Краткая информация
- Год рождения: 10 октября 1990
- Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
санитар
- Краткая информация
- Год рождения: 9 октября 1985
- Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
- Рост: 191
санитар
- Краткая информация
- Год рождения: 4 апреля 1985
- Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
- Рост: 190
раненый
- Краткая информация
- Год рождения: 3 января 1985
- Место рождения: Ташкент, Узбекистан
- Рост: 183
раненый
- Краткая информация
- Год рождения: 28 марта 1980
- Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
- Рост: 180
солдат
- Краткая информация
- Год рождения: 14 февраля 1992
- Место рождения: Москва, Россия
- Рост: 183
солдат
- Краткая информация
- Год рождения: 25 марта 1974
- Место рождения: Северодвинск, Россия
связист
Год рождения: 18 августа 1989
унтер-офицер
- Краткая информация
- Год рождения: 5 июля 1994
- Место рождения: Сургут, Россия
- Рост: 180
офицер
- Краткая информация
- Год рождения: 23 июля 1986
- Место рождения: Ударный, Мордовия
- Рост: 177
раненый
- Краткая информация
- Год рождения: 20 октября 1976
- Место рождения: Москва, Россия
Сергей Данильчук
солдат
- Краткая информация
- Год рождения: 5 октября 1991
- Рост: 172
Сюжет фильма Ржев
По мотивам повести писателя-фронтовика Владимира Кондратьева «Искупить кровью».Февраль 1942 года. После нескольких месяцев ожесточенных боев рота Красной Армии, от которой осталась лишь треть личного состава, наконец выбивает врага из села Овсянниково. Бойцы, измотанные до предела, ожидают подкрепления, однако штаб приказывает им удерживать деревню любой ценой, что означает смертный приговор. Перед командиром роты встает тяжелый выбор — выполнить бессмысленный приказ командования и потерять оставшихся людей или вывести бойцов из-под огня и пойти под трибунал.
Все актеры: Сергей Жарков, Иван Батарев, Олег Гаянов, Арсений Семёнов, Александр Горбатов (2), Александр Бухаров, Григорий Некрасов, Игорь Грабузов, Александр Аравушкин, Дан Розин, Андрей Коровниченко, Роман Грибков, Петр Логачёв, Евгений Лямин, Данила Воропаев, Александр Удальцов, Антон Падерин, Владимир Захаренко, Виталий Бисеров, Даниил Кокин, Андрей Гаврюшкин, Александр Кононец, Никита Плащевский, Николай Яковлев (3), Руслан Миколенко, Захар Черезов, Евгений Низов, Валерий Бояринцев, Петр Маёршин, Сергей Данильчук, Олег Ищенко, Юрий Дикун, Сергей Качинский, Андрей Сергеев (6), …
Снимали на полигоне под Санкт-Петербургом
Кадр из фильма «Ржев», 2019 г.
Съемочная группа побывала в местах, которые описывает в своей книге Вячеслав Кондратьев. Была мысль снимать именно там, однако воплотить ее оказалось невозможным, — не позволили технические возможности и отсутствие инфраструктуры.
Поэтому для съемок использовали Ржевский полигон, расположенный под Санкт-Петербургом. Актерам и другим членам съемочной группы пришлось работать в трудных условиях – снимались в окопах при лютом морозе, когда отказывались работать даже генераторы.
Причем одеты актеры были в форму того времени – обычное белье, без всякого утепления, гимнастерки, шинели, кирзовые сапоги. Все – максимально достоверно и честно.
Сюжет[править | править код]
В фильме рассказывается об одном из эпизодов Ржевской битвы во время Великой Отечественной войны. Рота советских солдат, уже понёсшая тяжёлые потери, занимает деревню Овсянниково и получает от командования приказ удержать её любой ценой. Действие картины разворачивается в течение одного дня. Рота поддерживает неудачную атаку соседей на деревню Усово, в подвале овсянниковской церкви солдаты находят трупы местных жителей, расстрелянных врагом. Выясняется, что один из солдат — уголовник, присвоивший чужие документы, но сослуживцы решают его не выдавать. В деревне появляется офицер-«особист», посланный туда из-за разбросанных с немецкого самолёта листовок с призывом сдаваться. Он находит такие листовки у одного из солдат и арестовывает его как предателя. Однако в в пути через поле особиста ранят, так что и он, и арестованный (рядовой по кличке «Папаша») прячутся в воронках и ждут ночи.
Вскоре немцы предпринимают контратаку на Овсянниково. Папаша убивает двух вражеских пулеметчиков и открывает по атакующим огонь с тыла, но те всё же занимают церковь; Папаша и особист пытаются пройти к своим и погибают. Немцы решают не атаковать больше, а обстрелять Овсянниково минами. Их разговор слышит один из советских солдат и докладывает об этом ротному. Тот приказывает оставить деревню, остаётся прикрывать отход с ещё двумя бойцами, а после обстрела тоже уходит. Подполковник приказывает ему немедленно отбить Овсянниково с выжившими бойцами. Он объясняет ротному, что главный удар будет наноситься в другом месте, а сейчас немцы должны поверить, что главное направление — именно Овсянниково. В финале доукомплектованная рота по ночному заснеженному полю идёт к охваченной огнём деревне.
Ржевская мясорубка: в долинах и рощах смерти
Капитан Александр Шумилин вспоминал, как войска постоянно получали пополнение за пополнением, неся большие потери. В его роте ему приходилось еженедельно заново знакомиться с личным составом. При этом «военному делу прибывающие красноармейцы не были обучены. Солдатские навыки им приходилось приобретать в ходе боев (…)» Силы сторон в этих боях, вспоминает Шумилин, были очевидно неравны: «Противник, вооруженный «до зубов», имел все, а мы ничего. Это была не война, а побоище. Но мы лезли вперед».
Еще более откровенно ужас сражений подо Ржевом описал ветеран Петр Алексеевич Михин: «Страшно вспомнить, сколько там людей полегло! Ржевская битва — это была бойня (…). Такого я не видал потом за всю войну»; «Мы наступали на Ржев по трупным полям. (…) появилось много «долин смерти» и «рощ смерти»». Солдатам приходилось наступать прямо по разлагающимся телам павших товарищей. «А каково солдату в пятый раз подниматься в атаку на пулемет!, — пишет Михин. Траншеи переходили из рук в руки по нескольку раз в день. Часто полтраншеи занимали немцы, а другую половину мы. Досаждали друг другу всем, чем только могли. Мешали приему пищи: навязывали бой и отнимали у немцев обед. Назло врагу горланили песни. На лету ловили брошенные немцами гранаты и тут же перекидывали их обратно к хозяевам».
Красноармейцы подо Ржевом. (tass.ru)
Немцы тоже хорошо запомнили кровавый кошмар ржевских боев. Генерал Хорст Гроссман неслучайно назвал свою книгу о битве «Ржев — краеугольный камень Восточного фронта». Здесь тоже решалась судьба войны. Советские жертвы не были напрасны. Хоть Красная армия подо Ржевом не достигала поставленной в наступательных операциях цели, но сильный урон врагу она все равно наносила, приближая тем самым Победу. Оборонявшиеся на ржевском выступе немецкие силы были скованы и не оказались в решающий момент под Сталинградом.
Разрушенный Ржев, 1943. (cb-rzhev.blogspot.com)
Обескровленная немецкая армия отошла, не в силах больше удерживать фронт большой протяженности. Были освобождены Ржев, Гжатск, Вязьма. Если бы генерал В. Модель не отступил 2 марта 1943 г., следующее советское наступление уничтожило бы его армию. Несправедливо расхожее утверждение, что РККА не взяла город — да, освобождение города не было результатом штурма, но немецкие генералы поняли, что штурма они не выдержат. Болезненные потери, которые терпел вермахт в течение всего 1942 г., истощили его силы и заставили оставить даже надежду на взятие Москвы. Линия фронта отодвинулась еще на 130−160 км, красноармейцы готовились гнать врага дальше на запад, не боясь за Москву и зная: «Ржев наконец наш!»