Краткое содержание «трех сестер» а. п. чехова

Краткое содержание

Краткое содержание «Трех сестер» нужно начать с того, что все действие пьесы разворачивается в неназванном губернском городе. В центре повествования семья Прозоровых.

20 лет исполняется самой младшей из сестер, которую зовут Ирина. По этому случаю намечаются торжества, накрывают на стол и ждут гостей. К Прозоровым должны наведаться офицеры артиллерийской батареи, которая расквартирована в городе. Придет и ее новый командир Вершинин.

Все пребывают в радостном ожидании предстоящего вечера. Сама Ирина признается, что на душе у нее так светло, будто она несется на парусах.

Предстоящей осенью все семейство Прозоровых планирует перебраться в Москву. Их брат Андрей намерен поступать в университет и планирует в будущем стать профессором.

В приятном расположении духа пребывает и учитель гимназии Кулыгин, который является мужем Маши, одной из сестер. В возвышенном настроении на праздник приходит и военный врач Чебутыкин, который когда-то страстно любил покойную мать Прозоровых. Теперь он нежно и трогательно обращается с Ириной.

Мажорные ноты в пьесе в четырех действия А. П. Чехова присутствуют практически у всех героев. Например, у поручика Тузенбаха. Он с воодушевлением смотрит в будущее, утверждая, что пришло время, когда наше общество должно избавиться от равнодушия и лени, а также губительного пренебрежения к труду.

Оптимизм присутствует и у Вершинина. Смущена большим количеством гостей только Наташа. Андрей делает ей предложение.

Четвертое действие (краткое содержание)

Три сестры находят выход из сложившейся ситуации. Заключительная часть начинается с прощания: офицеры покидают город. Тузенбах предлагает Ирине обвенчаться, и она соглашается, однако этому не суждено сбыться. Соленый вызывает барона на дуэль и убивает его. Вершинин прощается с Машей и тоже уезжает вместе со своей батареей. Ольга теперь работает начальницей гимназии и не живет в родительском доме. Ирина собирается покинуть этот город и работать в школе учительницей. Хозяйкой в доме остается Наташа.

Мы пересказали краткое содержание. Три сестры покидают родительский дом в поисках счастья.

Действие четвертое

К осени военных действительно направляют в Польшу. В саду дома Прозоровых проходит прощанье со знакомыми офицерами. Маша больше не увидит Вершинина, такого несчастного и дорогого: «Неудачная жизнь… ничего мне теперь не нужно». Только Кулыгин всем «доволен». Он знает, что Маша плачет по Вершинину, но рад, что теперь все войдет в свою колею.

Ольгу назначили начальницей гимназии. Она больше не рвется в Москву. Ирина не просто смирилась, а воодушевлена: завтра ее обвенчают с бароном, они вместе уедут, она начнет работать учительницей при кирпичном заводе. «Новая жизнь», одним словом.

Все скрывают от Ирины, что ревнующий Соленый повздорил с бароном, теперь у них дуэль. Тузенбах знает, что невеста его, «некрасивого», не любит, и все равно счастлив. Ведь завтра они вместе начнут новую жизнь. Чебутыкин рад за эту пару. Андрей тоскует: отчего «обманывает жизнь», почему люди только едят да спят, скучают да лгут, и растят себе подобных детей. Доктор советует ему уйти от жены куда глаза глядят. Сам он через год выходит на пенсию, рассчитывает прибиться к дому Прозоровых.

Барон убит на дуэли. Ирина плачет. Женой ей не быть, но учительницей она все-таки станет. Эта работа станет смыслом ее жизни. Выходит, Наташа будет полновластной хозяйкой в доме (Ольга не в счет, она день и ночь пропадает в своей гимназии).

Сестры в слезах утешают друг друга. «Надо жить…» Ирина верит, что причина всех их несчастий когда-нибудь разъяснится. Быть может, все не зря. А пока нужно занять себя работой. Военные уходят под оркестр. Ольга считает веселую музыку хорошим знаком. Ей даже легче на сердце: их муки лягут в основу счастья будущих людей. Те счастливые люди не будут помнить о каких-то сестрах. Вот только бы точно знать, что оно наступит, это счастье.

Описание

Эти острова считаются территорией Долины Аррен, хотя из-за своей оторванности от Долины они достаточно самостоятельны. Тремя островами правит дом Сандерлендов, присягнувший Арренам из Долины, и на каждом острове есть свой лорд, вассал Сандерлендов: Борреллы правят Сладкой Сестрой, Лонгторпы — Длинной, Торренты — Малой.

Жителей Сестер называют сестринцами и, оскорбительно, «рыбоедами». Это замкнутый и лукавый народ, мало похожий на жителей соседних земель. Они не слишком-то законопослушны и часто промышляют контрабандой, а в прошлом острова были пиратским гнездом. Систертон, главный порт Трех Сестер, во времена Дунка считался главным логовом контрабандистов в Вестеросе. Септоны говорили, что острова погрязли в грехах и алчности. Борреллы обязаны поддерживать работу маяка Ночной Светоч, но время от времени они сознательно гасят маяк по ночам, наутро находят разбившиеся о скалы корабли и снимают с них груз; другие мародеры даже выставляют по ночам ложные маяки, заманивая корабли на гибель. Станнис Баратеон в бытность свою мастером над кораблями посещал Систертон с военным флотом, повесил два десятка контрабандистов и грозился повесить и Годрика Боррелла, если маяк не будет работать, а корабли продолжат гибнуть на скалах.

Три Сестры. Иллюстрация Cris Urdiales.

До прихода андалов на Трех Сестрах была своя религия: они верили в Владычицу Волн и Владыку Небес, божественных супругов, которые, совокупляясь, порождали бурю. Сейчас эта религия вытеснена верой в Семерых, но о ней до сих пор помнят. Популярным на островах блюдом является «сестринская похлебка» — густо заправленное маслом и сливками блюдо из мяса моллюсков, крабов и трески с луком-пореем, морковью, ячменем, желтой и белой репой.

Когда-то Сестры были независимым королевством или даже несколькими королевствами, промышляя пиратством. Волчье Логово — замок, вокруг которого выросла Белая Гавань — был построен именно для защиты устья Белого Ножа от пиратов с Сестер. Однако две тысячи лет назад Старки, Короли Севера, вторглись на острова с армией и уничтожили островную государственность; это событие осталось в памяти как Поругание Сестер. Королевство Долины много веков воевало с Севером за острова, не раз переходившие из рук в руки, и в конце концов острова остались за Арренами.

Во время Завоевания Вестероса после уничтожения Висеньей Таргариен флота Арренов Три Сестры объявили независимость, провозгласив леди Марлу Сандерленд своей королевой. Восстание было подавлено Уорриком Мандерли и королевой Висеньей.

За сто лет до войны Пяти Королей Сандерленды втравили Сестер в два восстания Блэкфайра, и острова горько поплатились за это.

Чем закончится? Кто убийца?

Ольга признается Маше, что два раза переспала с ее мужем. Маша тоже раскрывает Ольге правду. Она говорит, что они сестры лишь по отцу. Ольга родилась от любовницы отца. Женщине после родов стало очень плохо и отец принес новорожденную своей супруге. Та приняла девочку и воспитывала, хоть любви не чувствовала. Любовницей оказалась учительница английского языка Ксения. Ольга узнала о своей родной матери и признала ее.

Выясняется, что Люция писала записки от имени няни. Наталья приходит к своей давней подруге Люции. Люция признается, что все это делала из-за того, чтобы восторжествовала справедливость. Оказывается, Люция была влюблена в Андрея. Она с ним даже встречалась и сделала от него аборт. Но получается, что вся эта история не имеет никакого отношения к поджогу.

В поджоге виноват – Лев Петровский. В итоге, он взрывается на машине. Наталья и Андрей расстаются, хотя и любят друг друга. Маша и Костя разводятся.

Сестры находят утешение в объятиях друг друга. Ксения помирилась с мужем. Маша остается Владимиром.

У зрителей непременно возникнет вопрос – кто убил Льва? Нам в финале это не объяснили. Возможно, это Андрей. Это было понятно, когда он сказал ему фразу “Лучше я сам тебя как-нибудь придавлю”. Также, может быть так, что в его смерти виновата его жена. Нам показали, что она что-то засунула в бензобак. Она же позвонила Льву и сказала, что взяла его машину, а когда вернула, уходя, закрывала крышку бензобака.

Второе действие

Эту часть отличают ноты проскальзывающего пессимизма. Проходит некоторое время после событий, описанных в первом действии. Наташа и Андрей уже женаты, у них есть сын Бобик. Женщина понемногу начинает прибирать к рукам весь дом.

Ирина поступает работать на телеграф. Приходит с работы уставшая и недовольная собственной жизнью. Тузенбах всячески пытается ее подбодрить, он встречает ее с работы и провожает домой. Андрей все больше разочаровывается в своей работе. Ему не нравится быть земским секретарем. Мужчина видит свое предназначение в научной деятельности. Прозоров ощущает себя чужим, говорит, что жена его не понимает, а сестры могут поднять на смех. Вершинин начинает оказывать знаки внимания Маше, которой все это доставляет удовольствие. Она жалуется на мужа, а Вершинин, в свою очередь, жалуется Маше на жену. Всех подробностей пьесы не в силах охватить краткое содержание. «Три сестры» Чехова — яркий образец классической литературы, достойный прочтения в оригинале.

Однажды вечером в доме заходит разговор о том, что будет через несколько сотен лет, в том числе затрагивается тема счастья. Выясняется, что каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Маша видит счастье в вере, считает, что во всем должен быть смысл. Тузенбах и так счастлив. Вершинин говорит, что этого понятия не существует, что нужно беспрестанно работать. По его мнению, счастливы будут только следующие поколения. Дабы понять весь смысл этого разговора, не ограничивайтесь прочтением произведения «Три сестры» Чехова в кратком изложении.

В этот вечер ожидается праздник, ждут ряженых. Однако Наташа говорит, что Бобик болен, и все потихоньку расходятся. Соленый встречает Ирину в одиночестве и признается ей в своих чувствах. Однако девушка холодна и неприступна. Соленый уходит ни с чем. Приезжает Протопопов и зовет Наташу кататься на санях, она соглашается. У них зарождается роман.

Конфликт и проблематика в пьесе

Герои пытаются жить как-то по-новому, абстрагируясь от мещанских нравов их города, о нем Андрей сообщает:

Но у них не получается, заедает быт, не достает сил на перемены, остаются лишь сожаления об утраченных возможностях. Что же делать? Как жить, чтоб не жалеть? На этот вопрос А.П.Чехов ответа не дает, каждый находит его для себя сам. Или выбирает мещанство и обыденность.

Проблемы, поставленные в пьесе «Три сестры», касаются личности и ее свободы. По Чехову, человек сам себя закабаляет, сам ставит себе рамки в виде общественных условностей. Сестры могли бы уехать в Москву, то есть изменить свою жизнь к лучшему, но они свалили ответственность за нее на брата, на мужа, на отца – на всех, лишь бы не на себя. Андрей тоже самостоятельно взвалил на себя каторжные цепи, женившись на наглой и пошлой Наталье, чтобы переложить опять-таки переложить ответственность на нее за все, что не получилось сделать. Получается, герои по капли накапливали в себе раба, противореча известному завету автора. Это произошло не только от их инфантильности и пассивности, над ними довлеют вековые предрассудки, а также удушающая мещанская атмосфера провинциального города. Таким образом, общество очень давит на индивида, лишая его самой возможности счастья, так как оно невозможно без внутренней свободы. В этом и заключается смысл «Трех сестер» Чехова.

Критика

Реакция публики на пьесу Чехова была крайне неоднозначной. У неё нашлось как много противников, так и множество сторонников. Например, не менее великий писатель Л. Н. Толстой не смог дочитать «Три сестры» до конца, а культовые театральные режиссеры Станиславский и Немирович-Данченко, напротив, считали эту драму вершиной творчества Чехова.

Вл. Немирович-Данченко, напротив, весьма ясно сформулировал фабулу:

Об этом писал и критик Н.Я. Берковский:

Рецензент В.П. Ашкинази выразил общие на тот момент опасения, что пьеса провалится в театре, потому что актеры не смогут сыграть ее так, чтобы заинтересовать зрителя и донести основную мысль:

Из негативных откликов сохранился и дошел до наших дней отзыв Н.О. Ракшанина, который писал, что драма: «не затрагивает никаких новых вопросов, не возбуждает никаких новых мыслей и ограничивается лишь тем, что разыгрывает новые вариации на старую тему» и главный недостаток драмы — то, что она «не производит впечатления новизны».

Однако опасения критиков были напрасными. Публика высоко оценила премьеру, как писал С.А. Андреевский:

Причину негодования многих критиков выразил Н. Полянский:

На сегодняшний день пьеса считается одним из шедевров русский драматургии, вошедшим в золотой фонд мировой литературы.

Судьбы сестер

Ольга к этому времени получает место начальника гимназии. После этого и она осознает, что в Москву уже не уедет, высокая должность в провинции ее сильно привязывает.

Решила так и Ирина, которое принимает предложение Тузенбаха, выходящего в отставку. Они собираются пожениться и начать совместную семейную жизнь. Сама Ирина воодушевляется хоть немного от этой новости, признается, чувствует, будто у нее выросли крылья. Чебутыкин искренне умиляется ими.

Однако надеждам большинства героев пьесы сбыться не суждено. Еще один персонаж Соленый, влюбленный в Ирину, узнав о предстоящей свадьбе с Тузенбахом, провоцирует его на конфликт. На дуэли он убивает барона.

Основная идея

Чехов показал в своей пьесе русскую интеллигенцию, как он видел её. Он показать кризис русского общества, слабость тех людей, которые, по идее, должны вести за собой других, но на деле не способных обеспечить даже свою жизнь целью и высоким предназначением. Смысл пьесы «Три сестры» заключается в том, что происхождение, высокие помыслы и намерения, надежды и мечты не помогут добиться счастья. Только реальные дела и способности могут привести человека к самореализации и успеху. А вот напрасные упования на Москву и другие вымышленные проекты лишь закапывают в землю природное дарование личности.

Помимо этого, писатель поставил множество сложных вопросов о счастье, смысле жизни, природе человека и о многом другом. Выводы, к которым пришёл Чехов, могут показаться пессимистичными. Главная мысль пьесы «Три сестры» можно свести к тому, что ни любовь, ни семья, ни работа не помогут Вам ощутить полноту жизни, если внутри пусто. Бессильный человек, раб условностей и узник места своего рождения не достигнет счастья потому, что ждет его даром, без усилий со своей стороны. Но так не бывает, и лишь в борьбе, активности, познании и труде человек становится личностью и обретает свой смысл бытия.

Короткий пересказ «Три сестры» Чехова

Действие пьесы происходит в губернском городе в семье Прозоровых. Семья Прозоровых состоит из трех сестер – Ольги, Маши и Ирины — и их брата Андрея. Старшей Ольге — 28 лет; младшей Ирине — 20 лет. Прозоровы родились и выросли в Москве обеспеченной дворянской семье, но уже 11 лет живут в провинции, куда их привез покойный отец.

Три сестры не чувствуют себя счастливыми и жалуются на то, что они слишком образованны для этого городка. Ирина и Ольга хотят вернуться в Москву. Маша вряд ли переедет в Москву, так как она замужем за местным учителем Кулыгиным. В доме Прозоровых часто бывают офицеры: барон Тузенбах, полковник Вершинин, штабс-капитан Соленый, врач Чебутыкин и др.

Старшая из сестер – Ольга работает учительницей в гимназии. Она не замужем. Младшая Ирина тоже не замужем. В нее безответно влюблены офицеры Тузенбах и Соленый. Ирина хочет работать: ей кажется, что труд сделает ее счастливой. Маша также недовольна своей жизнью и своим мужем Кулыгиным – добрым, но не очень умным человеком. Маша изменяет мужу с полковником Вершининым, который тоже женат.

Андрей Прозоров влюблен в местную девушку Наталью Ивановну. Он делает ей предложение и вскоре герои женятся, у них рождается сын и дочь. Скромная Наталья превращается во властную и грубоватую даму. Постепенно она ведет себя как главная хозяйка в доме. Это не нравится трем сестрам, которые тоже являются хозяйками общего дома. Андрей несчастлив с женой Наташей. Он чувствует себя одиноким и скучает по Москве. Андрей мечтает стать ученым и профессором в университете в Москве, однако в итоге устраивается на работу мелким чиновником.

Спустя 1–2 года Ирина устраивается работать на телеграфе. Однако эта “работа без поэзии” не делает ее счастливее. Ирина и Ольга по-прежнему мечтают переехать в Москву и планируют переезд, но на деле ничего не предпринимают. Ирина увольняется из телеграфа и устраивается работать в управу. При этом она презирает свою работу. Ирина соглашается выйти замуж за барона Тузенбаха, который давно за ней ухаживает. Девушка не любит Тузенбаха, но решает стать его женой, потому что тот – хороший человек.

Спустя еще 1–2 года Ольга становится начальницей гимназии. Она понимает, что ей с Ириной вряд ли удастся переехать в Москву. Тем временем Андрей увлекается игрой в карты и проигрывает много денег. Наталья изменяет ему с его начальником Протопоповым. Сам Андрей делает вид, что не замечает измен жены. Постепенно Андрей смирается с жизнью в провинции и больше не стремится стать профессором в Москве. Он считает свою жизнь и жизнь своих сестер неудачной.

Внезапно полковник Вершинин и другие офицеры покидают город, чтобы служить в другом месте. В итоге Прозоровы остаются без своего круга общения, который спасал их от тоски. Маша со слезами прощается со своим любовником Вершининым. Кулыгин знает об изменах Маши, но не упрекает ее и просто радуется отъезду Вершинина.

Ирина и барон Тузенбах собираются венчаться и вместе ехать работать на кирпичный завод. Накануне свадьбы у Тузенбаха случается конфликт с Соленым, который давно ведет себя вызывающе. Мужчины встречаются на дуэли, на которой погибает Тузенбах. Три сестры грустят и утешают друг друга. Они приходят к выводу, что все-таки жизнь не кончена и нужно жить дальше, несмотря ни на что.

Это интересно: Рассказ «Дама с собачкой» Чехов написал в 1898 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Дамы с собачкой» по главам для подготовки к уроку литературы, проверочной работе. В основу произведения легли автобиографические обстоятельства из жизни писателя – поездка в Ялту и встреча с его последней любовью О. Книппер.

2 вариант

Тема произведения.

Произведение «Три сестры» было написано в 1900 году. Оно является пьесой и на тот момент вызвало много споров и разногласий. Это произведение о счастье, о мечтах, которым не суждено сбыться, о будущем, которое кажется никогда не наступит. Кажется, что надежда так и останется надеждой. Ведь герои произведения просто плыли по течению и не делали ничего, чтобы их мечта сбылась, а не оставалась просто иллюзией.

Жанр.

Чехов отнес это произведение к такому жанру, как драма. Но в пьесе также встречается и веселая музыка и смех.

Герои произведения.

Главными героинями в пьесе являются сестры Прозоровы, зовут их Ольга, Мария и Ирина. Сестры были все с разными характерами и нравами. Но воспитывали их всех одинаково и дали всем образование. Все три сестры хотят перемен в жизни, они мечтаю о Москве. Но мечты остаются мечтами и девушки так и остаются в своем городе.

Еще одним героем в пьесе является Андрей Сергеевич Прозоров. Он умен и образован, на мужчину возлагались надежды, что он станет профессором и уедет из этого города. Но этого не случается, так как сам Прозоров ничего не делает. Мечты стерлись, будущее не такое, какое ожидалось. А сестры связывали свою жизнь с успехом Андрея Сергеевича. Он человек умный, интеллигентный, но безвольный и бесхарактерный. Все эти герои не способны действовать.

Андрей был женат на Наташе, которая во втором действии произведения, стала властвовать. А одну из систер, Марию, влюбляется военный, но их союзу не место в этой жизни, так как у Маши есть муж. Третье действие пьесы совершенно не похоже на два других. Ирина совсем опечалилась и Мария поняла, что боится будущего. А в конце произведения, военных перевели в другое место и Марии пришлось расстаться со своим возлюбленным и смириться с этим. Ну а сами сестры же смирились с тем, что остаются в этом городе и что окончательно разрушилась мечта о Москве. А Тузенбах умер, и их женитьба с Ольгой не состоялась.

Еще один герой произведения, Вершинин, который был влюблен в Марию, тоже уныл. В него влюбилась Маша, так как ей был не интересен ее супруг. Самая молодя сестра все-таки еще жет перемен, а Ольга, оказалась совсем без амбиций и устала. А Наташа же выгнала всех сестер из дома.

Композиция пьесы.

Конец пьесы остается открытым и читателю можно самому додумать финал. Из речей персонажей можно узнать об их желаниях и мечтах. Становится известным из их реплик, что Ирина больше всех хотела уехать в столицу, Ольга отдавала себя всю воспоминаниям из прошлого. Та пьеса раскрыла характеры персонажей и дала понять читателю, что герои являются просто мечтающими, но ничего не предпринимающими людьми.

Три годя спустя

Следующее действие разворачивается спустя три года. Уже в ремарках к нему автор уточняет, что вокруг мрачное и печальное окружение. В самом начале третьего действия пьесы «Три сестры» Чехова за сценой бьют в набат. Всем сообщают о начавшемся пожаре. Через окно видно, как вдалеке горит сильный огонь. В доме семейства Прозоровых множество людей, которые пытаются спастись от огня.

У Ирины случается истерика. Она сокрушается, что вся жизнь прошла и больше не вернется, а в Москву мы так и не уедем. Их переезд, намеченный ранее, так и не состоялся.

Мария в тревоге также задумывается о своей судьбе. Она осознает, что не понимает, как проживет свою жизнь.

Плакать начинает Андрей. Он говорит, что надеялся, что все будут счастливы, когда собирался жениться, но все вышло иначе.

Сильное разочарование охватывает и барона Тузенбаха. Не наступила счастливая жизнь и у него. Чебутыкин ударился в запой.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Герои пьесы «Три сестры» Характеристика
Андрей Сергеевич Прозоров глава семьи. В начале пьесы подающий надежды учёный. После женитьбы оказывается во власти супруги-тиранши и начинает стремительно деградировать. Вместо того, чтобы продолжать заниматься наукой, становится чиновником. К концу пьесы превращается в ненавидящего свою жену подкаблучника, пьяницу и игрока.
Наталья Иванова невеста, а потом и жена Прозорова. В первом действии предстаёт перед нами милой девушкой, искренне любящей Андрея. Однако сразу же после свадьбы преображается, берёт под контроль мужа и безжалостно насаждает свою волю окружающим. Грубая, меркантильная, бескультурная женщина, которой наплевать на всех, кроме самой себя.
Ольга Прозорова старшая сестра. Интеллигентная двадцати-восьмилетняя женщина, работающая в гимназии. Глубоко презирает свою работу, терпеть не может детей. Постоянно жалуется на головную боль. Меланхоличная, нерешительная, спокойная и терпеливая героиня, склонная уступать, смиряться и ничего не менять.
Мария Кулыгина средняя сестра. Женщина двадцати-пяти лет, живущая в несчастливом браке. Превосходно играет на фортепьяно, однако в городе некому оценить её музыку, а потому она забросила это увлечение. Вступает в тайные отношения с офицером Вершининым, которые заканчиваются в тот момент, когда военные уходят из города. Эмоциональная, жаждущая любви и искусства, тонкая натура. Ее муж — слабый и незаметный человек, довольно ограниченный и мелкий, поэтому они не могут найти взаимопонимания.
Ирина Прозорова девушка восемнадцати лет. В начале пьесы хотела работать и приносить пользу. Однако работа не принесла ей облегчение, а только лишнее беспокойство. К концу повествования характер девушки портится до неузнаваемости. Она очень страдает, презирает свою работу, срывается при посторонних людях. Пытаясь хоть как-то изменить свою жизнь, она соглашается стать женой нелюбимого ею барона Тузенбаха. Однако гибель барона на дуэли разрушает её планы.

Смысл названия пьесы «Три сестры»

В русской классической литературе названия произведений, как правило, символичны и очень часто выражают отношение автора к изображаемому. В пьесах Чехова все сложнее. Он не раз утверждал, что в названиях его произведений не следует искать особого смысла, иронии или глубинной символики. И действительно, кажется странным, что пьеса называется «Три сестры», в то время как в этой драме представлена история семьи Прозоровых и не менее важным образом является Андрей, брат сестер

Если взять во внимание женские образы, то Наташа, жена Андрея, гораздо активнее, чем Ирина, Маша и Ольга, она добивается всего, о чем мечтала

Драматическая тема «Трех сестер» — настойчивая вариация мотива напрасно пропадающей красоты. Образы трех сестер являются олицетворением духовной красоты и искренности. Автор часто использует сравнение женской души с перелетной птицей, и это становится одним из лейтмотивов пьесы.

Цветовая символика, отмеченная автором в ремарке к первому действию, настраивает читателя и зрителя на восприятие сестер как единого образа. Они становятся олицетворением прошлого, настоящего и будущего национальной жизни. И это положение иллюстрируется колористическими символами. Белое платье Ирины символизирует молодость и надежду, синее форменное платье Ольги подчеркивает ее зависимость от футлярной жизни. Черное платье Маши прочитывается символом загубленного счастья. Весь драматизм представленной автором ситуации заключается в том, что будущее связано не с Ириной, а с Машей. Ее странная реплика — «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…» — символический комментарий зависимости героинь от собственного бессилия.

«Три сестры»: новаторство Чехова-драматурга

Антона Павловича по праву считают одним из первых драматургов, которые начали двигаться в русле модернистского театра – театра абсурда, который полностью захватит подмостки в 20 веке и станет настоящей революцией драмы – антидрамой. Пьеса «Три сестры» не случайно была не понята современниками, ведь она уже содержала элементы нового направления. К ним относятся диалоги, обращенные в никуда (такое ощущения, что герои не слышат друг друга и говорят сами с собой), странные, ни к чему не относящиеся реплики-рефрены (в Москву), пассивность действия, экзистенциальная проблематика (безысходность, отчаяние, безверие, одиночество в толпе, бунт против мещанства, закончившийся мелкими уступками и, наконец, полным разочарованием в борьбе). Герои пьесы тоже не типичны для русской драмы: они бездеятельны, хоть и говорят о действии, они лишены тех ярких однозначных характеристик, которыми наделяли своих героев Грибоедов и Островский. Они – обычные люди, их поведение нарочито лишено театральности: все мы так же говорим, но не делаем, хотим, но не решаемся, понимаем, что не так, но не боимся изменить. Это настолько очевидные истины, что о них не часто говорили на сцене. Там любили показывать зрелищные конфликты, любовные коллизии, комические эффекты, но в новом театре этой обывательской зрелищности уже не было. Драматурги заговорили и осмелились критиковать, высмеивать те реалии, абсурдность и пошлость которых не разглашалась по взаимному молчаливому уговору, ведь почти все люди так живут, значит, это норма. Чехов победил в себе эти предрассудки и начал показывать на сцене жизнь без прикрас.

Этот писатель достиг высокого мастерства в изображении души человека. Вроде бы в пьесе ничего не происходит, кроме разговоров, но перед читателями и зрителями проносится целая жизнь. Пьесы А.П. Чехова стоит прочитать и не один раз, потому что с каждым новым прочтением открываются новые грани и новое понимание его творчества.

Актерский состав

  • Екатерина Астахова (“Всегда говори всегда”, “Линия жизни”, “Охота на верного”, “Привет от аиста”)
  • Натали Старынкевич (“Несладкое предложение”, “Другая”, “Наташина любовь”, “Цена любви”)
  • Ирина Новак (“Страсти по Зинаиде”, “На твоей стороне”, “Встречная полоса”, “Не зарекайся”)
  • Виталий Кудрявцев (“Назабытая”, “Новая жизнь”, “Подари мне счастье”, “Таксистка”, “Жди меня”)
  • Артем Григорьев (“Два сердца”, “Заступники”, “Вопреки судьбе”, “Привет от аиста”, “Неизвестный”)
  • Игорь Рубашкин (“Я все тебе докажу”, “На твоей стороне”, “Мальчик мой”, “Подорожники”)
  • Борислав Борисенко (“Домик деревни”, “Живая вода”, “Мама моей дочери”, “Опер по вызову”)
  • Максим Боряк (“Исчезающие следы”, “Сильная женщина”, “Как долго я тебя ждала”, “Кто ты?”)
  • Юрий Гребельник (“Дочки”, Тайна Марии”, “Если ты меня простишь”, “Самый лучший муж”)
  • Елена Стефанская (“Украденное счастье”, “Дорогие дети”, “Дочь баяниста”, “Лист ожидания”)

Анализ произведения

Жанр «Три сестры» Чехов определил как драму. Произведение традиционно считается сложным для анализа, поэтому школьники чаще всего разбирают его в классе. Ведь понять авторский замысел и написать сочинение дома весьма непросто.

Центральными героинями, как следует из названия, являются Маша, Ольга и Ирина Прозоровы. Каждая из них имеет собственный характер, однако нередко литературоведы рассматривают их образы, как единое целое. Девушки живут надеждой на лучшее, искренне ждут перемен, что символизирует их стремление вырваться из родного города и переехать в Москву.

Однако суровая реальность вносит свои корректировки в перспективы Прозоровых — сестры вынуждены остаться на месте, в губернском городе, их мечты о Москве так и остаются мечтами.

Постепенно героинь начинают посещать мысли о прожитых годах, уходящей молодости, осознание того, что сил остается все меньше и изменить уже едва ли что получится. И это общее настроение разочарования в жизни и в себе царит во всех картинах пьесы. Вот почему ряд критиков считает книгу самой пессимистичной в творчестве Чехова.

Однако еще одним важнейшим персонажем, позволившим автору выразить свои идеи, является Андрей Прозоров. Не зря женские образы напрямую с ним связаны:

  • Ольга (старшая), Ирина и Маша — сестры.
  • Наталья — сначала возлюбленная, а затем — супруга.

Именно Андрея можно назвать ключевым персонажем, носителем смысла произведения.

Характеристика главного героя

Андрей Прозоров — человек умный, образованный, но сильным назвать его невозможно, он не готов к борьбе. Ничего не делает ради того, чтобы занять столь желаемую должность профессора, предпочитая праздность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что постепенно жизненные силы покидают его, оставляя наедине с собственным бессилием и разочарованием. Сначала — в кажущейся несправедливости обстоятельств, затем — в себе самом.

Прозоров отдаляется от сестер, залезает в долги, даже вынужден принять унизительную должность от любовника Наташи, своей жены. А меж тем именно с ним сестры связывали свои надежды на лучшую жизнь. Падение героя, его неспособность занять активную жизненную позицию сделали несчастным не только его самого, но и всю его семью. Таким образом, при анализе «Три сестры» Чехова следует отметить, что в произведении явно звучит любимая классиком тематика — человека доброго, умного и образованного, но слабого и безвольного, ставшего причиной несчастья других, пусть и не специально.

Дополнительные образы

В драматическом рассказе Чехов рисует перед читателем противопоставление Москвы и провинции, причем в буквальном смысле понимать его не стоит. Столица не означает нечто светлое сама по себе, а провинциальный городок не является воплощением всего негатива. Однако героини в своих монологах мечтают о переезде, поэтому Москва становится образом-символом, означающим возможность изменить свою жизнь, сорваться с места, будто перелетная птица, обрести свободу, подняться ввысь над серой действительностью.

Но, увы, провинция, которая символизирует отсутствие душевных сил и отказ от перемен, все же оказывается сильнее.

Вторая значимая оппозиция, которую описывают литературоведы — это противопоставления гражданских и военных персонажей. Офицеры олицетворяют собой свежую жизненную волну, это веселые и умные люди, без которых жизнь в городе станет серой и унылой. Конечно, назвать кого-либо из них совершенством, неким авторским идеалом, будет не вполне правильно, однако именно эти простые и бесхитростные герои во многом смогли добиться того, что оказалось не по силам слабой духом интеллигенции.

Именно поэтому в конце повествования они покидают уездный городишко, где отродясь не было ничего захватывающего, и отправляются в неизвестность — то ли в Польшу, то ли в Читу. Этот момент автор специально не освещает, подчеркивая, что перед теми, кому удалось соединить силу духа, образование и стремление жить, открыт весь мир.