Сериал «угрюм-река» описание серий

Заводская плотина

Ни один из металлургических уральских заводов нельзя представить себе без плотины и без пруда, ведь вода приводила в действии механизмы тогдашних заводов. Плотину и пруд для Северского завода построили в 1738 году, на месте, где река Полевая впадает в реку Северная. Восточный берег плотины на полтора км укреплён насыпной дамбой. Пруд в г. Полевском большой- 8 км длина, 500 м ширина, в него впадают мелкие речушки Гремиха, Зюзелка…

На северной стороне пруда полагается северная часть города Полевского, раньше это был поселок Северский, именно поэтому завод и назывался Северский. Длина плотины 320 м, ширина в нижней части 52 м, в верхней части — 30 м, высота 8,5 м

Сюжет

Действие картины происходит на рубеже XIX-XX веков в Сибири. Дед главного героя — Данила Громов — занимался разбоем. Умирая, он передал деньги своему сыну, открыв их происхождение. Разбогатевший за счет награбленного отцом купец Петр Громов отправляет сына Прохора в труднейшее и опасное путешествие — разведывать богатства Угрюм-реки.

Роковую роль в судьбе семейства Громовых играет красавица Анфиса. В нее влюбляются и сын, и отец Громовы. Анфиса выбирает молодого Громова и требует, чтобы он женился не ней — иначе она угрожает раскрыть зловещую семейную тайну: обнародовать историю происхождения их богатства и раскрыть список убитых Данилой Громовым. В итоге Прохор Громов решается на тяжкое преступление…

На своем пути Прохор Громов встретит испытание золотом и властью, тяжкую болезнь и безумную страсть. Прохор Громов оказался человеком целеустремлённым, с сильным характером, что привело его к вершине богатства и власти в сибирском крае. Однако зло, содеянное дедом Данилой, казалось, преследует семью во всех поколениях.

Несчастья в семье Громовых случаются одно за другим. Прохор, первоначально человек честный и нравственный, вязнет в болоте зла и под конец жизни начинает сходить с ума.

История создания персонажа

Книга Вячеслава Шишкова — гениальное произведение, ставшее своего рода панорамой жизни сибирского народа во времена золотой лихорадки. Писатель совершил несколько экспедиций по Иртышу, Енисею, Ангаре и Лене, знакомясь не только с великолепными пейзажами, но и колоритом местных жителей.

В 1928 году автор опубликовал 1-ю часть романа. Через 5 лет напечатали полное издание. В центре сюжета произведения — семья Громовых, которая прославилась своим преступным предком, дедом Данилой.

Перед смертью разбойник поделился с сыном — Петром Громовым —информацией о бесчестном прошлом и о местонахождении несметных богатств. Наследник пустил награбленное в оборот, но не совладал с пагубной привычкой — алкоголизмом. Возлагая большие надежды на собственного сына, воспитал в нем человека с большими претензиями.

На Громовых, прототипами которых стала семья богатейших золотопромышленников Матониных, сыплются несчастья. А Прохор, изначально честный и нравственный человек, не выдерживает эмоциональных потрясений и предстает к середине романа жестоким и ушлым предпринимателем.

Придуманные линии

Имеются и другие отличия. Подгоняя историю «Угрюм-реки» под новые реалии, кинематографисты не постеснялись добавить в сценарий и сюжетных линий, которых не было ни в советской ленте, ни в первоисточнике.

Так, создатели сериала проработали дополнительные ветки второстепенных персонажей. В сериале будут, к примеру, развиваться романтические отношения между Ибрагимом и кухаркой Варварой. А влюбленный в Анфису сосланный в Сибирь Аркадий Шапошников будет сожительствовать с тоже наказанной и отправленной властями «посмотреть на тайгу» за излишнее рвение в деле революции Дарьей.

А роман между учительницей Кэтти и офицером вовсе родился на съемочной площадке — его даже в сценарии не было. Режиссер Юрий Мороз вдруг понял, понаблюдав за этой парой, что эти отношения непременно стоит развить дальше.

Конечно, хватает и других различий между фильмом и сериалом «Угрюм-река». И для того, чтобы все их обнаружить, а затем и отдать предпочтение тому или иному варианту, придется обязательно посмотреть обе версии — и старую, и современную. Ну и с книгой Вячеслава Шишкова ознакомиться лишним не будет.

Чем закончится?

Конечно сказать заранее чем все закончится, сложно. Но судя по тому, что сериал снят по книге уже можно сказать приблизительно, что станет с персонажами в конце сериала.

Прохора спасает от смерти Ибрагим. Он возвращается в “Громова”. Прохор все еще жаждет мести и это сведет его с ума. Он начинает видеть видения – Анфисы, шаманки, убитых рабочих. Дело, который он построил с жестоким отношением на своих работников, рушится. Нина очень переживает, так как не может воспитывать детей в нищете. Она беременна вторым ребенком.

Оказывается, что именно Прохор убил Анфису. Он погибает, бросившись из высокой башни. Филька Шкворень и безносый Тузик умирают в “Громова”. Всем становится известно чья дочь Анфиса. Оказывается ее отцом, является один из старцев-отшельников. В свое время он был богатым, но потом разорился.

Протасов заболел раком и собирался уехать из “Громова”, но его арестовали жандармы.

Актеры и роли

Центральную фигуру в сериале сыграл Александр Горбатов,
известный зрителям по фильмам «Ненастье», «Тихий Дон», «Мурка». На протяжении
всей картины зрители увидят преображение героя из мечтательного и
целеустремленного юноши в грозного и жестокого тирана. Изменения коснулись и
самого актера — для роли Прохора Александр Горбатов сбросил вес с 110 до
87 килограммов.

Роль отца Прохора, Петра Громова, разбогатевшего на нечестно
нажитом наследстве, исполнил Александр Балуев («Жуков», «Кандагар», «Турецкий
гамбит»).

Не менее яркими получились в фильме и женские роли. Так,
например, показать всю страстность характера красавицы Анфисы Козыревой, из-за
любви к которой теряет голову сразу несколько мужчин, удалось Юлии Пересильд
(«Зулейха открывает глаза», «Золотая орда», «Таинственная страсть»).

А роль жены Прохора Нины Куприяновой — женщины, которая готова
пойти на многое ради своей любви и семьи, исполнила Софья Эрнст («Союз
спасения», «Содержанки»).

В фильме зрители увидят еще много интересных и
запоминающихся персонажей, история каждого из которых заслуживает отдельного
художественного произведения. Например, герой Юрия Чурсина («Побег»,
«Волшебник», «Мосгаз»), сыгравшего в фильме инженера Андрея Протасова, показал,
что далеко не все были согласны с методами ведения бизнеса предпринимателями
того времени.

Сериал «Угрюм-река» стартует 9 марта в 21.30 на Первом канале.

«Появление шаманки в сериале оправданно»

— Михаил Николаевич, сериал начинается со сцены появления шаманки Синильги – мертвой девушки, духа тайги. Характерны ли подобные мистические легенды для Сибири того времени?

— Для народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего севера характерны идолопоклонничество и вера в мистические легенды. Это повседневно, часть культуры коренного населения. Появление шаманки в сериале вполне оправданно, ведь они и сейчас существуют в Сибири. И опять же Синильга – часть романа, поэтому не увидеть ее в экранизации было бы странно.

— Внимательные зрители в Интернете обратили внимание, что в одной из серий фильма крестьянин употребляет выражение: «Это негуманно». Мог ли представитель этого сословия использовать в своем обиходе такие слова?   . — В конце XIX века слово «гуманность», конечно, не было совсем незнакомым

Оно появилось в России еще на заре века и к его концу активно применялось литераторами. Например, его можно найти в произведениях Чехова, Бердяева, Достоевского

— В конце XIX века слово «гуманность», конечно, не было совсем незнакомым. Оно появилось в России еще на заре века и к его концу активно применялось литераторами. Например, его можно найти в произведениях Чехова, Бердяева, Достоевского.

Употребляли ли крестьяне слово «Гуманно»? Фото: Анна Митрохина

В общем-то, у кучки столичной интеллигенции «гуманность» была не просто на слуху, но и в обиходе. Однако сложно представить, что термин употребляет сибирский крестьянин XIX века. Это как сейчас приехать в глухую деревню даже на территории европейской части России и попросить пенсионерку подкрепить сплетню пруфами. Смешно? Но имейте в виду, что в XXI веке массовое образование выше, а вездесущий Интернет способен быстро распространять новую информацию.

Можно было бы предположить, что употребление слова – это художественная особенность повествования Шишкова. Ну, вот так он решил обыграть, мол, крестьянин говорит термин, значения которого не знает. Или перепутал гуманность с гумном. Однако у автора слово не фигурирует в романе, соответственно, мы делаем вывод, что это режиссерский вымысел, не имеющий ничего общего с исторической достоверностью.

Сюжет сериала “Угрюм-река”

Начало XX века. Россию ожидает новый этап экономического развития. Людям уже известно о несметных богатствах, которые таит в себе сибирская тайга. Человек, обладающий незаурядным умом и капиталами, вполне может начать в тайге свое дело, и шансы на успех этого дела достаточно велики. Тем временем в селе Медведево кипят страсти.

В семействе Громовых разлад. Петр Данилович Громов давно влюблен в молодую вдову, Анфису Козыреву, и мечтает сделать ее своей супругой. Но, к великому сожалению Петра, его юный сын, Прохор, также пылает чувствами к красавице-Анфисе. И хуже всего то, что Анфиса отвечает взаимностью Прохору. Так когда-то родные люди становятся непримиримыми врагами. Ссылаясь на идею вложения капитала, доставшегося от деда Прохора – Данилы, в развитие торговли на берегах Угрюм-реки, Петр Данилович поручает Прохору пройти устье своенравной и ранее неизведанной человеком водной стихии.

Прохор нехотя отправляется по поручению отца в компании своего верного друга Ибрагима-Оглы. Прохору предстоит пройти труднейший путь, полный опасностей, тунгусских поверий и мистических явлений. Едва не погибнув, Прохор в последний момент оказывается спасен и отвезен в дом будущего тестя – купца Куприянова. После прохождения Угрюм-реки и чудесного спасения в родное село Медведево Прохор возвращается совершенно другим человеком.

От юного мальчишки, мечтавшего построить собственное дело на Угрюм-реке, основанное на честной торговле, не обижая и не обделяя ничем своих рабочих, не осталось и следа. Теперь Громов-младший сморит на все и на всех через призму своего желания, мечтая покорить тайгу и возвыситься над обществом. Теплые чувства к Анфисе еще остались, но для Прохора важнее капиталы, которые могут принадлежать ему в том случае, если он женится на дочери купца – Нине Куприяновой. И это значит, что нынешний Прохор смело пожертвует любовью ради богатства. Несмотря на все подлые поступки, молодому человеку удается воплотить в жизнь все свои мечты о богатстве и знатности.

Глубоко в тайге на берегах Угрюм-реки появляется небольшой городок, производство, открыты золотоносные прииски, персонально для хозяина построена башня. Тысячи рабочих едут к Громову на работы, ожидая хороших условий труда и достойной заработной платы. И они еще не подозревают, что ждет их на берегах суровой реки. Как и Громов не знает, к чему приведет его одержимость богатством и собственным величием.

Интерьеры и природа

Ответственно подошли к работе над новым проектом и с точки зрения детализации окружения. Старались создатели сериала добиться максимальной аутентичности в кадре: чтобы у зрителя при взгляде на пейзажи и интерьеры возникало желание поверить в картинку, а не заподозрить декорации в картонности.

Потому и снимали кинематографисты, уделяя внимание мелочам, но не забывая о глобальном. Предпочитая не оборудовать куцые декорации в студийных павильонах, а снимать на натуре

В местах, пока еще сохранивших архитектуру и интерьеры того времени, в котором разворачивается действие: то в старой психиатрической лечебнице, то в монастыре, то в музее-заповеднике.

По волнам «Угрюм-реки»: где и как снимал сериал Юрий Мороз

Когда подходящей натуры не находилось, переходили к строительству, добиваясь реалистичности, как в случае с созданной на реке Чусовой полноценной деревней, словно выпрыгнувшей в XXI столетие из конца века позапрошлого.

Оттого и скакала съемочная группа по всей России и за ее пределами, подбирая подходящие локации для работы. И находила — в Сибири и на Урале, в Москве и Минске, в Суздале, Екатеринбурге и Кинешме. Такого советские кинематографисты в 68-м не могли себе позволить — отчего и просидели все съемки на одном месте, в районе Чусовой, где нашлись устроившие режиссера фильма Ярополка Лапшина виды.

Плюс полвека назад фильм «Угрюм-река» стал едва ли не первым опытом столь масштабных съемок для Свердловской киностудии. И многое приходилось осваивать в процессе. До того доходило, что актеры подсказывали гримерам, как им «делать лицо», — не хватало знаний и умений. В отличие от предшественников, создатели сериала располагали впечатляющей материальной и технической базой, не говоря уже о квалифицированных кадрах.

Да и черно-белую картинку нечестно сравнивать с современной — она просто не дает ни разглядеть соответствия декораций историческим реалиям, ни заметить мелкие детали, ни оценить красоту окружающих пейзажей.

У нынешних киношников нет проблем с тем, чтобы подарить зрителям возможность насладиться красотами суровой сибирской природы. Ради того и отправлялись трижды в тайгу, что работать на натуре. Оттого и гоняли дроны над местными реками, запечатлевая восхитительные кадры. Без этих техномалюток, кстати, так снять бы вовсе не вышло — никакие вертолеты бы не помогли.

Транспорт в музейном комплексе.

Вот про паровоз на территории музея я рассказать могу. Он большой, черный, с красными колесами и красною звездой. Как из той песни: «Мой паровоз вперед лети, в коммуне остановка, другого нет у нас пути, в руках у нас винтовка!» Это паровоз модифицированной серии Э, строить такие паровозы начали на Луганском заводе (сегодня не братская Украина) в 1912 году. Этот паровоз работал в железнодорожном цехе Северского трубного завода и последний раз он выходил на смену в 1977 году. Здесь же можно увидеть древний автомобиль, можно ведь так назвать почти 70- летний автомобиль? Урал- ЗиС-5 был выпущен в 1946 году, грузоподъёмность у этого автомобиля было всего 3 тонны, но это был один из главных грузовиков в Великой Отечественной войне и выпускался он в Советском Союзе с 1933 по 1948 годы. Этот автомобиль произведен в городе Миассе на Урале и работал на заводе до конца семидесятых годов, а потом его передали в музей.
Чтобы рассказать обо всем, что есть в музейном комплексе, нужен экскурсовод, поэтому обязательно приезжайте в этот прекрасный музей, там проходит постоянные выставки, а еще вам расскажут о том, как производят трубы.
Как я уже говорила, мне очень повезло, и я была в современном цехе. Я видела как автоматика управляет производством, как производятся трубы.
К сожалению, пока в производственные цеха на экскурсию не водят, но может быть когда-нибудь Северский трубный завод и доживёт до промышленного туризма.

Рассказы очевидцев

Александра Конвисер:
«Я вчера, новый опыт получила, в кино снималась! Вот так бывает, когда гуляешь рядом со съемочной площадкой, тебя увидят и позовут сниматься :)). Я была женой рабочего и варила похлебку в котелке, это было не так просто, нужно было не только варить, но и следить, чтобы юбка не вспыхнула от костра! :))

А потом мы с другими рабочими шли на демонстрацию, а ещё у меня ребенок был, в лаптях! На мой вопрос почему ребенок в лаптях, если мы городских играем, ребёнок ответил: «А мне сказали , что я девочка из бедной семьи!» На что мой съемочный муж ответил:» Да, мы небогатая семья!» :)).

А ещё мне ботинки выдали новые, я смотрю, что- то не то с образом, говорю помощнику режиссёра: «Что- то у меня ботинки слишком чистые.» Он посмотрел, согласился, и сразу мне их землей сверху намазал:)). Вы непременно посмотрите эту серию, «Угрюм-реки», где я в грязных ботинках, варю похлёбку и иду с ребенком в лаптях, и с мужем на демонстрацию!

Надеюсь, что это из фильма не вырежут :)). А если вырежут, вы обязательно представьте, как это было :)))

А ещё когда, мы с товарищем по съёмке возвращались, с площадки, нас остановили на улице двое мужчин и попросили сфотографироваться, на что я сказала, что мы из массовки, а они сказали : «Не важно, вы все равно звезды!» Это было невероятно приятно и радостно, фотографироваться с прохожими. :)) Это был невероятно и мега крутой день! :))»

Валентина Юлдашева
• «Вот так я и стала актрисой.

• Мишане 3 года и он из деревни Трека, он сегодня звезда на площадке. Артистичный, смелый, и он дракон 🙂 #угрюмрека #чусовая

• Шёл третий день съёмок. Погода менялась каждые два часа, то солнце, то дождь, то ветер. Мы запаслись медным чайником Иван-чая, оделись потеплее и пошли наблюдать. Сегодня много актёров массовых сцен — очень красивые люди, а дети так вообще ангелочки. #угрюмрека #чусовая #каменка

• Из серии: Было — стало. Дом Анфисы сгорел и сегодня на съёмочной площадке будут выяснять кто был поджигателем. #угрюмрека»

Если кто еще не был в Каменке – рекомендую. Из Екатеринбурга в сторону Первоуральска, Шаля, не пропустите сворот на Каменку.

Фото Марии Канчер, Валентины Юлдашивой, Александры Конвисер. Если еще кого не упомянула — сообщите, добавлю или удалю.

Сериал “Угрюм-река” актеры и роли

  • Александр Горбатов — Прохор Громов купец, золотопромышленник, преобразователь Сибири, сын Петра, внук Данилы
  • Александр Балуев — Пётр Громов купец, отец Прохора
  • Юлия Пересильд — Анфиса Козырева, роковая женщина, жена Антипа
  • Софья Эрнст — Нина Куприянова, дочь Якова, жена Прохора
  • Александр Яценко — Илья Сохатых, приказчик Петра
  • Юрий Миронцев — Ибрагим черкес, влюблён в Варвару
  • Виталий Кищенко — Филька Шкворень, главарь шайки разбойников, муж Клавдии
  • Роман Мадянов — Яков Назарович Куприянов, купец-миллионер, владелец заводов на Урале, отец Нины
  • Юрий Чурсин — Андрей Протасов, инженер, влюблён в Нину
  • Дарья Мороз — Дарья Сергеевна, ссыльная революционерка, сожительница Аркадия
  • Виктор Раков – Аркадий Шапошников, революционер, политический ссыльный, влюблён в Анфису, сожитель Дарьи
  • Евгения Манджиева — Синильга дух злой шаманки, являющийся Прохору
  • Александра — Ребенок
  • Наталья Суркова — Марья Громова купчиха, мать Прохора, жена Петра
  • Алексей Кирсанов — Антип Дегтярев, унтер-офицер, муж Анфисы
  • Леонид Окунев — Иннокентий Филатыч Груздев купец, крёстный Нины
  • Виталий Коваленко — Фёдор Степанович Амбреев, пристав
  • Анастасия Попова — Наденька, жена Фёдора
  • Сергей Колтаков — Голубев, следователь
  • Вероника Волоха — Вера Громова
  • Борис Каморзин — отец Ипат
  • Екатерина Агеева — Ксения
  • Николай Стоцкий — Константин Фарков крестьянин, проводник Прохора в путешествии по Угрюм-реке, отец Тимохи
  • Сергей Степанченко — генерал
  • Иван Ивашкин — Приперентьев
  • Ногон Шумаров — Гирманча тунгусский шаман
  • Павел Ворожцов — Фон Пфеффер ротмистр, командир роты

Что такое музейный комплекса Северская Домна?

Я принадлежу к небольшому кругу счастливцев, которые не только видели музейный комплекс «Северская Домна», но и действующее производство

Основу музейного комплекса «Северская Домна» составляет Домна – единственный на Урале оставшийся экземпляр домны, в котором выплавляли чугун почти 120 лет назад. Это настоящий памятник промышленной архитектуры, домна поражает своей технологической красотой, пропорциями, восхищает размер промышленного здания. Восьмигранная здание с куполообразной крышей (здесь расположена домна) и литейным двором слово напоминают храм – и это был ХРАМ для рождения железа. Кстати, даже не специалист может заметить, что при его строительстве использовались приемы и материалы, характерные для возведения православных храмов в 19 веке. Постановлением Совета министров Российской Федерации ещё в 1974 году этот промышленный комплекс был взят под государственную охрану (и только поэтому видимо и сохранился) и признан объектом культурного наследия республиканского значения, сегодня это памятник федерального значения.

Северская доменная печь была построена в 1898 году на фундаменте предыдущий доменной печи завода дававший чугун с 1859 года.

Колошниковая площадка

На самом верху печи размещается колошниковая площадка, с этой площадки производилась загрузка необходимых материалов: руды, древесного угля, известняка. Все эти тяжелые материалы доставлялись на лошадиных повозках по наклонным помостам и галереям на 14-метровую высоту, а это почти пятиэтажный дом. Доменный цех в том виде, в котором мы его сегодня видим, работал до июня 1934 года.
Высота домны 14 м, полезный объем печи — 86 кубических м, в сутки производилась 40 т чугуна, чугун выпускали из печи раз в 4 часа. Представляете, какое тут было интенсивное движение?

Колошниковая площадка тоже является памятником промышленной архитектуры. Почему она называется Колошниковая? Потому что материалы в неё подавались в специальных ковшах, в определенных количествах, по объему и весу. Эти ковши называли колошами. На сегодняшний день всё технологическое оборудование колошниковой площадки хранилось таким, каким было в 19 веке.

Часть 3

Осень. «Резиденция Громово». «Здравствуй, Угрюм-река! Я твой хозяин!» А для тыла нужна женщина в дом. Мать не поедет. С Анфисой – «невыгодно и страшно». Ниночка – вот кто ему нужен. Впрочем, в дневнике его вскоре появляется запись о тунгуске Джагде, Нине и – Анфисе. Ему бы троих…Тунгусы довольны ценами Прохора. На складе – горы пушнины. Прохор отсылает прибыль отцу, просит товаров.

Село Медведево. Шапошников под чарами Анфисы. И ангел, и черт в ней. Петр Данилыч и пристав хотят развестись, чтоб жениться на Анфисе. Петр от досады лупит бедную жену. Та готова уйти в монастырь. Ибрагим угрожает Анфисе кинжалом. Анфисе и самой тошно за Петра идти. Она отказывает ему.

Нина зовет Прохора ехать в Москву через всю Россию – он соглашается. На велосипедной прогулке Прохор жадно целует девушку. Она обижается. В пути Прохор обходит заводы, доменные печи, беседует с инженерами. А Нина любуется природой и смотрит, как живут рабочие. Люди тянутся к щедрому фабриканту с Угрюм-реки с женой-ангелом. Приходит молодой инженер Протасов, смуглый, приятный, черноглазый. Хочется ему в дело с нуля.

Инженер Протасов куда ближе Нине, но тянет ее и к Прохору. Прохор думает о Нине: может, тянет его к ней капитал Якова Назарыча? Ну уж нет. Нина, «ландыш», та, что нужна ему, «кедру».

На Нижегородской ярмарке у Прохора интрижка с «графиней Замойской». Нина прощает парня. Дело к свадьбе. Громовы рады. Куприянов дает за дочкой больше 200 тысяч и прииск. Прохору «маловато». Ведь столько дел предстоит!

Прохор с невестой и ее отцом едет домой. Петр Данилыч дарит невестке серьги… ее бабушки. Куприянов в ярости: выходит, это Данила убил его родителей. Свадьба на грани отмены. Положение спасает черкес. Клянется, что убийца он. Куприянов верит, грозит каторгой, потом остывает.

Анфиса угрожает Прохору разоблачением дел деда Данилы. Есть у нее шкатулка с бумагой, а в ней – список жертв деда. Надо ее прокурору отдать. Тогда репутация Громовых рухнет. Станет ясен и самооговор Ибрагима.

Шапошников просит Анфису выйти за него, обещает безбедную жизнь. А Анфиса в ответ просит вместе травиться. Петр Данилыч готов на все ради ее любви. Она требует все «движимое и недвижимое». Прохору она ставит ультиматум: или свадьба с ней, или – к прокурору. Прохор кидается в драку за шкатулку. Бесполезно. Анфиса едет к прокурору. Прохор нагоняет ее. Сулит все деньги Громовых, свадьбу с отцом. Ей этого не надо. Тогда он вынужден пообещать, что свадьбы с Ниной не будет. Анфиса поворачивает назад.

Прохор в отчаянии вопрошает отца: что делать? Тот отвечает, что Анфиса согласна выйти за него. И врет, что Анфиса беременна от него. Прохор сбит с толку. Вот стерва! Двоими крутит! «Я ее люблю и не люблю!»

Той же ночью, в ужасную грозу, Анфиса убита выстрелом в висок. У следователя трое подозреваемых: Прохор, Шапошников, Ибрагим. Пока шли следственные действия, дом Анфисы сгорел. В огне нашли два трупа – ее и неизвестного. Теперь чья пуля – не установить. И Шапошников пропал. Петр Данилыч в параличе. Внезапно умирает Марья Кирилловна. «Таков скрытый путь жизни человека». Илья Сохатых «стреляется» на пепелище Анфисиного дома. Без вреда для здоровья.

Груздев дает взятку следователю, чтоб снять подозрения с Громова. Одну улику он «сожрал». В итоге дело выглядит так: Прохор и Ибрагим – подозреваемые без улик. Зато под большим подозрением беглый Шапошников, «любовник Анфисы». Есть в деле версия Груздева: убил бродяга-грабитель, он и сгорел, когда вернулся за добром.

Зал городского суда. Прохор «топит» Ибрагима. Черкес орет ему: «Врешь, собака!» Прокурор Стращалов винит Прохора. Мол, сгорел какой-то подкупленный «дурак». В итоге Громов оправдан, Ибрагим – осужден. Все дело стоило Прохору 15 тысяч.