Оглавление
- Проект обещает быть очень сложным в исполнении
- Интерьеры и природа
- Людмила Чурсина (1941)
- ФИЛЬМ «УГРЮМ-РЕКА» 2019 года
- Что же получилось из нового фильма?
- «Доктор Преображенский»
- Часть 3
- Актеры и роли
- Часть 7
- Костюмы
- Часть 6
- «Воскресенский»
- «Тонкие материи»
- «Угрюм-река»
- В чем отличие новой версии «Угрюм реки» от классики?
- Что мы знаем о создателе будущего фильма
- Детство и юность
- Часть 5
- Часть 1
- Георгий Епифанцев (1939—1992)
- Часть 8
- РОМАН В.Я.ШИШКОВА «УГРЮМ-РЕКА»
Проект обещает быть очень сложным в исполнении
В романе множество сцен, разыгрывающихся в дикой природе. И это не только летние, это и зимние съемки. Создатели сериала сами не знают, сколько экспедиций понадобится, чтобы снять весь нужный материал «на натуре». Планируется шесть, но может случиться так, что их будет больше. Три локации будут снимать на воде, а это – дополнительные сложности.
— С точки зрения логистики, это самый сложный проект, на котором мне доводилось работать, – рассказывает Юрий Мороз. Сроки для производства фильма очень сжаты, но режиссер надеется все успеть.
Со съемочной группой «Угрюм-реки» в тесном сотрудничестве выступит Киноконцерн «Мосфильм». У него будет арендована часть операторской техники, а также авторы сериала рассчитывают на богатейшие мосфильмовские кладовые костюмов. Постпродакшн тоже в основном планируется проводить на «Мосфильме». Там же планируется озвучивать и монтировать материал.
Кадр со съемок сериала «Угрюм-река». Фото: Анна Митрохина
Интерьеры и природа
Ответственно подошли к работе над новым проектом и с точки зрения детализации окружения. Старались создатели сериала добиться максимальной аутентичности в кадре: чтобы у зрителя при взгляде на пейзажи и интерьеры возникало желание поверить в картинку, а не заподозрить декорации в картонности.
Потому и снимали кинематографисты, уделяя внимание мелочам, но не забывая о глобальном. Предпочитая не оборудовать куцые декорации в студийных павильонах, а снимать на натуре
В местах, пока еще сохранивших архитектуру и интерьеры того времени, в котором разворачивается действие: то в старой психиатрической лечебнице, то в монастыре, то в музее-заповеднике.
По волнам «Угрюм-реки»: где и как снимал сериал Юрий Мороз
Когда подходящей натуры не находилось, переходили к строительству, добиваясь реалистичности, как в случае с созданной на реке Чусовой полноценной деревней, словно выпрыгнувшей в XXI столетие из конца века позапрошлого.
Оттого и скакала съемочная группа по всей России и за ее пределами, подбирая подходящие локации для работы. И находила — в Сибири и на Урале, в Москве и Минске, в Суздале, Екатеринбурге и Кинешме. Такого советские кинематографисты в 68-м не могли себе позволить — отчего и просидели все съемки на одном месте, в районе Чусовой, где нашлись устроившие режиссера фильма Ярополка Лапшина виды.
Плюс полвека назад фильм «Угрюм-река» стал едва ли не первым опытом столь масштабных съемок для Свердловской киностудии. И многое приходилось осваивать в процессе. До того доходило, что актеры подсказывали гримерам, как им «делать лицо», — не хватало знаний и умений. В отличие от предшественников, создатели сериала располагали впечатляющей материальной и технической базой, не говоря уже о квалифицированных кадрах.
Да и черно-белую картинку нечестно сравнивать с современной — она просто не дает ни разглядеть соответствия декораций историческим реалиям, ни заметить мелкие детали, ни оценить красоту окружающих пейзажей.
У нынешних киношников нет проблем с тем, чтобы подарить зрителям возможность насладиться красотами суровой сибирской природы. Ради того и отправлялись трижды в тайгу, что работать на натуре. Оттого и гоняли дроны над местными реками, запечатлевая восхитительные кадры. Без этих техномалюток, кстати, так снять бы вовсе не вышло — никакие вертолеты бы не помогли.
Людмила Чурсина (1941)
Фильм «Угрюм-река»: актриса Людмила Чурсина в роли Анфисы Козыревой — тогда и сейчас
Анфиса Козырева — первая любовь Прохора Громова, которую он бросает ради выгодного брака. Не в силах простить предательство, девушка обещает прилюдно опозорить Прохора, за что он ее и убивает.
Людмила Чурсина украсила фильм яркой внешностью и выразительной игрой. Исполнила более сотни ролей, завоевала звания Народной артистки СССР, РСФСР и массу других наград. Обучившись актерскому мастерству в театре, появилась на экране в 1960-х годах и не сходит с него по сей день.
Новому поколению зрителей известна по сериалам «Интерны» и «Маргоша», а 2018-м сыграла в телефильме «Чужая кровь».
ФИЛЬМ «УГРЮМ-РЕКА» 2019 года
Но мы ждем нового фильма.
Режиссер Юрий Мороз провел первые съемки по экранизации романа «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова. С официального сайта киностудии «Мосфильм», 16-серийный фильм снимает по заказу Первого канала студия «Русский проект» Дениса Евстигнеева.
Главные роли в сериале сыграют Александр Балуев (Петр Громов), Юлия Пересильд (Анфиса), Александр Горбатов (Прохор Громов), Софья Эрнст (Нина) и многие другие. Оператор – Александр Кузнецов, художник-постановщик Сергей Коковкин, композитор – Юрий Потеенко.
Несколько моих знакомых приняли участие в съемках массовок.
Фильм снимается рядом с усадьбой «Ключ-Камень», где уже было снято несколько фильмов.
Что же получилось из нового фильма?
Бесспорно, что в первую очередь выручили сибирские просторы. Сказочные пейзажи «Хозяйки медной горы». Но, как говорится, много ума не надо, чтобы снять российские просторы. Их ракурсы с какой стороны не снимай — они всегда прекрасны и выгодны!
Просто зачаровывают!
Но ведь продюсером выступил неоднократно награжденный глава «Первого» — Эрнст. Это значит, что в бюджете не было отказано!
Можно только предполагать, во сколько обошлись съемки фильма!
Да, строили деревни… Но все они получились какими — то игрушечными, ненастоящими.
Впрочем, как и характеры героев — НЕНАСТОЯЩИЕ!
Декорации и костюмы, тоже подкачали: все новенькое, чистенькое, как будто люди и не живут в этих комнатах, не ходят по улицам, даже в этом никакой нет жизни!
Ведь какой скалой, какой глыбой, человеком с какой внешностью, с какой харизмой должен быть Прохор Громов?
А получили «тракториста из колхоза»…
Вообще, многие посмотревшие говорят о неком «дешевеньком спектакле».
Говорят, что сей фильм просто не дотягивает не то что до произведения, а и до предыдущей, советской версии!
А тут игру актеров заменили панорамные съемки природы с квадрокоптеров. И ничего более!
«Доктор Преображенский»
Кадр из сериала «Доктор Преображенский»/фото: Первый канал
Еще один ретро-фильм, действие которого происходит в 60-х годах, носит название «Доктор Преображенский».
По сюжету картины Лев Григорьевич Преображенский, талантливый челюстно-лицевой хирург, мечтает о создании Института красоты – первом советском заведении, которое бы занималось пластической хирургией и перегнало бы Запад в этом направлении.
Ради воплощения своего проекта в жизнь он готов на сделку со спецслужбами. А вот его коллега Зорин, наоборот, рвется на Запад. Как они смогут взаимодействовать друг с другом?
Съемки картины проходили преимущественно в Москве и Зеленограде, поскольку там сохранилось много зданий советской архитектуры.
В сериале заняты такие популярные актеры, как Денис Шведов, Агния Дитковските, Юлия Ауг и многие другие артисты.
Часть 3
Осень. «Резиденция Громово». «Здравствуй, Угрюм-река! Я твой хозяин!» А для тыла нужна женщина в дом. Мать не поедет. С Анфисой – «невыгодно и страшно». Ниночка – вот кто ему нужен. Впрочем, в дневнике его вскоре появляется запись о тунгуске Джагде, Нине и – Анфисе. Ему бы троих…Тунгусы довольны ценами Прохора. На складе – горы пушнины. Прохор отсылает прибыль отцу, просит товаров.
Село Медведево. Шапошников под чарами Анфисы. И ангел, и черт в ней. Петр Данилыч и пристав хотят развестись, чтоб жениться на Анфисе. Петр от досады лупит бедную жену. Та готова уйти в монастырь. Ибрагим угрожает Анфисе кинжалом. Анфисе и самой тошно за Петра идти. Она отказывает ему.
Нина зовет Прохора ехать в Москву через всю Россию – он соглашается. На велосипедной прогулке Прохор жадно целует девушку. Она обижается. В пути Прохор обходит заводы, доменные печи, беседует с инженерами. А Нина любуется природой и смотрит, как живут рабочие. Люди тянутся к щедрому фабриканту с Угрюм-реки с женой-ангелом. Приходит молодой инженер Протасов, смуглый, приятный, черноглазый. Хочется ему в дело с нуля.
Инженер Протасов куда ближе Нине, но тянет ее и к Прохору. Прохор думает о Нине: может, тянет его к ней капитал Якова Назарыча? Ну уж нет. Нина, «ландыш», та, что нужна ему, «кедру».
На Нижегородской ярмарке у Прохора интрижка с «графиней Замойской». Нина прощает парня. Дело к свадьбе. Громовы рады. Куприянов дает за дочкой больше 200 тысяч и прииск. Прохору «маловато». Ведь столько дел предстоит!
Прохор с невестой и ее отцом едет домой. Петр Данилыч дарит невестке серьги… ее бабушки. Куприянов в ярости: выходит, это Данила убил его родителей. Свадьба на грани отмены. Положение спасает черкес. Клянется, что убийца он. Куприянов верит, грозит каторгой, потом остывает.
Анфиса угрожает Прохору разоблачением дел деда Данилы. Есть у нее шкатулка с бумагой, а в ней – список жертв деда. Надо ее прокурору отдать. Тогда репутация Громовых рухнет. Станет ясен и самооговор Ибрагима.
Шапошников просит Анфису выйти за него, обещает безбедную жизнь. А Анфиса в ответ просит вместе травиться. Петр Данилыч готов на все ради ее любви. Она требует все «движимое и недвижимое». Прохору она ставит ультиматум: или свадьба с ней, или – к прокурору. Прохор кидается в драку за шкатулку. Бесполезно. Анфиса едет к прокурору. Прохор нагоняет ее. Сулит все деньги Громовых, свадьбу с отцом. Ей этого не надо. Тогда он вынужден пообещать, что свадьбы с Ниной не будет. Анфиса поворачивает назад.
Прохор в отчаянии вопрошает отца: что делать? Тот отвечает, что Анфиса согласна выйти за него. И врет, что Анфиса беременна от него. Прохор сбит с толку. Вот стерва! Двоими крутит! «Я ее люблю и не люблю!»
Той же ночью, в ужасную грозу, Анфиса убита выстрелом в висок. У следователя трое подозреваемых: Прохор, Шапошников, Ибрагим. Пока шли следственные действия, дом Анфисы сгорел. В огне нашли два трупа – ее и неизвестного. Теперь чья пуля – не установить. И Шапошников пропал. Петр Данилыч в параличе. Внезапно умирает Марья Кирилловна. «Таков скрытый путь жизни человека». Илья Сохатых «стреляется» на пепелище Анфисиного дома. Без вреда для здоровья.
Груздев дает взятку следователю, чтоб снять подозрения с Громова. Одну улику он «сожрал». В итоге дело выглядит так: Прохор и Ибрагим – подозреваемые без улик. Зато под большим подозрением беглый Шапошников, «любовник Анфисы». Есть в деле версия Груздева: убил бродяга-грабитель, он и сгорел, когда вернулся за добром.
Зал городского суда. Прохор «топит» Ибрагима. Черкес орет ему: «Врешь, собака!» Прокурор Стращалов винит Прохора. Мол, сгорел какой-то подкупленный «дурак». В итоге Громов оправдан, Ибрагим – осужден. Все дело стоило Прохору 15 тысяч.
Актеры и роли
Актеры сериала “Угрюм-река”, по их словам, были очень рады поработать с таким материалом и “засветиться” в столь масштабном проекте.
Главную роль в новом фильме “Угрюм-река” исполнил Александр Горбатов (“Мурка”, “Тихий Дон”, “Ненастье”). Готовясь к сложной и неоднозначной роли, актер сбросил вес.
Александр Горбатов в роли Прохора Громова. Кадр из сериала.
По словам Горбатова, его персонаж совершает сильные и одновременно чудовищные поступки: он хочет сделать то, чего до него не делал еще никто. Он не учел только того, что тот, кто забрался слишком высоко, в одночасье может рухнуть вниз.
Александр Балуев, известный зрителю по таким проектам, как “Турецкий гамбит”, “Преступление и наказание”, “Жуков”, выступил в яркой роли Петра Громова, отца Прохора.
Александр Балуев в роли Отца Прохора Громова. Кадр из сериала.
По словам Балуева, его герой также является сильной личностью с практически трагической судьбой. Актер уверен: старший Громов “съеден” страстями. Также Балуев признавался, что ему интересно было погрузиться в мир порочного, нечестного человека, и понять, что может сделать с ним страсть.
Также в новом сериале “Угрюм-река” зрители увидят Юрия Чурсина (“Мосгаз”, “Волшебник”, “Побег”), исполнившего роль инженера Андрея Протасова. На герое Чурсина завязана романтическая линия. Он в самом прямом смысле зеркалит прагматика Прохора, и между ними возникает “конфликт идей и дела”.
Юрий Чурсин в роли инженера Андрея Протасова. Кадр из сериала.
По мнению критиков, особенно яркими в новом сериале получились женские образы. Анфису Козыреву, роковую красавицу, из-за любви к которой потеряли голову сразу несколько мужчин, сыграла Юлия Пересильд (“Таинственная страсть”, “Зулейха открывает глаза”). По словам актрисы, ей не хотелось превращать свою героиню в рядовую соблазнительницу, ведь главное в ее характере – парадоксальность и непоследовательность. Актриса уверена: Анфиса – страстная натура, которая прекрасно понимает, что делает.
Главную героиню сыграла Юлия Пересильд. Кадр из сериала.
Софья Эрнст («Союз спасения», «Содержанки») исполнила роль жены Прохора, Нины. Актриса уверена, что ее героиня также является сильной личностью, мыслящей передовыми идеями.
Софья Эрнст в роли Нины, жены Прохора. Кадр из сериала.
Режиссер, Юрий Мороз (“Братья Карамазовы”, “Апостол”, “Герой нашего времени”, “Ликвидация”), признается, что все самое интересное было связано с верным другом Прохора, Ибрагим-оглы. Юрия Миронцева, который сыграл эту роль, “нашли” совершенно случайно.
Юрий Миронцев в роли Ибрагим-оглы. Кадр из сериала.
Ибрагим черкес, а команда Юрия Мороза искала актера кавказской внешности, и даже нашла грузинского актера. К сожалению, принять участие в съемках он не смог: возникли проблемы с визой.
Команда была в панике: съемки должны были уже начаться, а тут возникла такая оказия. Выручил всех художник по гриму, который прислал Морозу фотографию Миронцева, с которым случайно встретился в автобусе. По словам режиссера, харизматичный образ актера его моментально покорил, и он был утвержден на роль без долгих проб.
Часть 7
Громов возвращается домой. Сытые морды рабочих его раздражают. Он заказывает поджог новеньких бараков Нины для рабочих.
На торжестве в честь 10-летнего юбилея Прохор начинает «каяться». Но заводит речь не об Анфисе, а о тайге, которую перевернул верх дном он, «дьявол». А то ли еще будет! Лет через 10 – и миллиард, вершина башни! Его речь криком «убийца!» прерывает Петр Данилыч (Нина выхлопотала ему освобождение). Испуганный Прохор ныряет на кухню – и видит в дверях Шапошникова. Тот передает ему привет от Синильги и Анфисы.
Протасов пытается доказать Нине, что Прохор – убийца. Нине ясно, что женой прекраснодушного Протасова ей не быть. Она не хочет стать неимущей, не может пустить по миру Верочку. Да и себя.
Ибрагим сбежал с каторги. Прохор в ужасе. Он на пределе из-за противостояния с женой. Зовет ее «проституткой». Ум его мутится. Он думает: «Убил одну, убью другую». Ему страшно от таких мыслей. Он, умный, сходит с ума.
Шайка Ибрагима отлавливает Прохора. Организуют суд над ним. Здесь беглый ссыльный прокурор Стращалов. Затравленный Прохор признается: «Допустим, что убил Анфису я». Но он просит понять, что тогда вовсе не был плохим человеком. Впереди была вся жизнь, мечты о свершеньях. А Ибрагиму не в первый раз на каторгу. Разбойники привязывают Прохора к вершинам двух елок. Хотят их отпустить, но Ибрагим освобождает Громова. Прохор едет домой, вне себя от унижения.
Костюмы
Как и в случае с природными красотами, на старой пленке не выйдет убедиться в достоверности и красочности нарядов героев — смотрятся аутентично и то ладно. Хотя и неясно, насколько впечатление правдиво. Пусть в 1968 году и старались изо всех сил, сказывалась и неопытность и просто скудность реквизита.
Достаточно сказать, что возведенные киношниками чумы тунгусов (которых, кстати, играли татары и корейцы) покрывали сыромятными — и очень по жаре вонючими — коровьими шкурами за дефицитом оленьих. С одеждой ситуация не сильно отличалась — обходились имевшимися возможностями, не капризничая.
Новое поколение кинематографистов не скупилось. Для сериала «Угрюм-река» пошили больше сотни костюмов. Причем умудрились не только сделать их визуально неотличимыми от реальных образчиков 120-летней давности, но еще и заметно облегчить, упрощая актерам работу.
А создавая наряды для «телетунгусов», которые пришлось шить вручную, художники по костюмам еще и с шаманом проконсультировались, в результате получив от «смотрящего в мир духов» одобрение проделанной работы.
Ну и как не вспомнить, говоря о внимании к мельчайшим моментам, о том, что девушкам делали кудряшки старинными железными щипцами — иначе таких причесок, повторяющих моду конца XIX века, просто не получить. И провели целое исследование по «продуктовой корзине» сибирских купеческих семей, изучая, что их представители за столом ели да пили (и выпивали).
Часть 6
Пожар в вотчине Громова. Протасов ставит ультиматум: реформы за помощь. Прохор дает согласие. Опасность миновала – он берет свое слово обратно. Протасов увольняется. Инициативой Прохора идут слухи о его чуть ли не банкротстве. Взволнованные кредиторы, стремясь получить хоть что-то, берут с «каждого рубля по 25 копеек». Громов остается в выигрыше.
Рабочие бастуют. Нина умоляет Протасова вернуться. Протасов возвращается к аресту стачечного комитета. Люди идут к жалобой к прокурору. Громов провоцирует расстрел рабочих. Потом ужасается содеянному. И тайком бежит из дома. Все дела – на жену и Протасова. Инженер берется за «реформы». Прохор ищет ответов у старцев Анании и Назария. Его они «спасти» не могут. Его мучают воспоминания. О ней, Анфисе.
«Воскресенский»
Кадр из сериала «Воскресенский»/фото: Первый канал
Новый телесезон на Первом канале порадует зрителей целой чередой детективных историй, действие которых происходит в самое разное время – от начала XX века до современности.
Так, сериал «Воскресенский» перенесет зрителя в Санкт-Петербург 1910 года и познакомит со знаменитым медицинским экспертом Платоном Воскресенским, к которому обращаются за помощью сыщики столицы.
На главную роль в сериале пробовалось более 30 актеров, но в итоге ее сыграл Юрий Колокольников. Кстати, дом эксперта снимался в особняке дворцового типа, а набор инструментов для него изготавливался по образцам начала XIX века.
«Тонкие материи»
Кадр из сериала «Тонкие материи»/фото: Первый канал
В новом сезоне не обойдется и без ретро-фильмов. Так, Первый канал вынесет на суд зрителей фильм «Тонкие материи», действие которого происходит в столичном универмаге в 1962 году.
По сюжету Татьяна, мечтающая стать художником, увидеть Париж и покорить его, поначалу устраивается в «Сотую секцию» универмага «Столица», которая занимается обслуживанием элиты советского общества.
Но на ее карьеру может повлиять роман с Владимиром — представителем номенклатурной семьи.
Над модной коллекцией, которая по сюжету фигурирует в сериале, работала практически вся съемочная группа. 90 процентов костюмов шились специально для съемок ленты.
Некоторые материалы, например, винил, искались очень долго. Но усилия съемочной группы не пропали даром!
Главную роль в картине сыграла Анастасия Талызина — внучка знаменитой актрисы Валентины Талызиной.
«Угрюм-река»
Это новая экранизация одноименного романа Вячеслава Шишкова. Команда смогла взглянуть по-новому на историю Прохора Громова — мечтателя, капиталиста, первопроходца и преобразователя Сибири. Громов четко видит свою цель и не гнушается ничем на пути к ней.
Если в основу советской ленты легла тема классовой борьбы, то современный вариант охватил мелодраматическую и мистическую линии. Образ Прохора Громова расширили, дописали новые сюжетные линии, более понятные современному зрителю.
Зритель погружается в историю семьи капиталиста, сам Прохор и его отец влюбляются в роковую красавицу Анфису Козыреву. Путь страсти выявляет самые коварные стороны отца, Петра Громова, чтобы избавиться от соперника, он отправляет сына в далекое путешествие, полное опасностей.
Прохор выполняет поручение, но возвращается в родное село совсем другим человеком: теперь он намерен покорить всю Сибирь. Постепенно жажда золота и одержимость собственным величием приводят его к краху.
Съемки проходили на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье.
В ролях: Александр Балуев, Юлия Пересильд, Софья Эрнст, Роман Мадянов и другие.
Сможет ли современная версия конкурировать с советской? Посмотрим.
Снимали сериал «Угрюм-река» сразу в нескольких регионах. Фото: Первый канал
В чем отличие новой версии «Угрюм реки» от классики?
Экранизация станет достаточно вольной интерпретацией романа и не будет полностью следовать классическому тексту. Вопрос классовой борьбы, которая была так понятна и близка предыдущему поколению, уже не актуален в наше время, поэтому характеры и поступки героев в новом фильме будут раскрыты с совершенно другой стороны. На первый план выйдут личные взаимоотношения, а заодно появится некая мистическая составляющая.
— Мы придумали и дописали некоторые сюжетные линии, а также в корне изменили мотивацию главного героя Прохора Громова, сделав ее более понятной современному зрителю, — рассказал режиссер будущей картины Юрий Мороз.
Кадр со съемок сериала «Угрюм-река». Фото: Анна Митрохина
Что мы знаем о создателе будущего фильма
Юрий Мороз уже зарекомендовал себя как режиссер, которому подвластны экранизации в любых жанрах. Любители фантастики вспомнят его «Подземелье ведьм» 1990 года, когда еще не было особых спецэффектов, знатоки Бориса Акунина наверняка смотрели «Пелагия и белый бульдог», а те, кто отдает предпочтение детективным историям? уж точно не прошли мимо «Каменской» — три сезона этого популярного сериала режиссерское кресло занимал именно Юрий Мороз.
Экранизация классики тоже не будет внове для этого режиссера: в 2009 году Первый канал показал восьмисерийный фильм Юрия Мороза «Братья Карамазовы». Теперь режиссер вместе со студией «Русский проект», возглавляемой Денисом Евстигнеевым, занимается производством шестнадцатисерийного фильма «Угрюм-река», который будет показан так же на Первом канале.
Кадр со съемок сериала «Угрюм-река». Фото: Анна Митрохина
Детство и юность
Юрий Владимирович Миронцев родился 16 апреля 1971 года на хуторе Сиволобов Обливского района Ростовской области, удаленном от райцентра на 35 км, а от Ростова-на-Дону на 350 км. Мать актера родом из Каменска–Шахтинского, и этот город Миронцев также считает родным для себя.
Детство актера прошло верхом на коне, уже с детства мальчик помогал следить за табунами. Хотя актером мальчик мечтал быть с детства и с 7 лет выступал на сцене, родители Юрия возражали против несерьезной профессии. Так юноша поступил в Новочеркасский аграрный техникум. Во время учебы Миронцев играл на ударных в группе «Рифф», после чего научился игре на гитаре и стал петь.
Юрий Миронцев в молодости (справа)
После техникума Юрий отслужил в армии, на заставе МВД СССР в Арзамасе-16, был секретарем комсомольской организации, кандидатом в члены Коммунистической партии СССР. По словам актера, убеждения он никогда не предавал и присяге не изменял.
Однако интерес к искусству все-таки взял верх, и Миронцев устроился на работу в Образцовый детский театр «Родничок», где совмещал специализации актера, художественного руководителя районного Дворца культуры и вокалиста ансамбля казачьей песни. Профессиональное актерское образование Юрий получил, окончив в 1996 году Ростовское училище культуры.
По словам актера, до середины нулевых о кино он и не думал, занимался бизнесом, но не сложилось, пришлось с трудом выкарабкиваться, появились серьезные проблемы со здоровьем. Только с переездом в столицу Юрию удалось открыть новую страницу в своей биографии. В Москве Миронцев окончил Академию дополнительного образования по специальности «управление охраной труда» и некоторое время работал охранником.
Часть 5
Прохор в Питере. Покупает турбину. Теперь у него золотой прииск, добытый за взятку. Забастовка неизбежна. Прохор телеграфирует: этих – уволить, набрать других.
Заголовок в газете: «Сибирский богач Прохор Громов убит!» На самом деле, затея с газетой исходит от Прохора. Вернувшись, он просит у Нины ее отцовское наследство. Но эта «дура» начинает строить домики рабочим. И больницу. Протасов знакомится с Шапошниковым. Братом беглого ссыльного. Оба – на одно лицо. Оба – чучельщики. Он уверяет, что его брат – сгорел.
Прохор требует у пристава бумагу из Анфисиной шкатулки, все, что есть против него. Иначе – суд. Тот отдает 3 бумаги. Первая – список убиенных. Вторая – заключение врача, что Петр Данилыч здоров и упечен сыном в психушку. Третья – письмо прокурора Стращалова (теперь уже ссыльного, его взяли за социализм) на имя министра с обвинением Прохора в убийстве. Громов сжигает все.
Часть 1
Сибирь, таежная заимка купцов Громовых, 1898 год. Глава рода – Данила Прохорыч Громов, торговец пушниной. Помощник – сын Петр (с женой, безответной Марьей Кирилловной). Есть 17-летний внук Прохор, высокий чернокудрый, статный парень, гимназист.
Умирая, Данила признается сыну, что в молодости был душегуб. Кровавое золото – под сосной у болота. Пусть пойдет на храм и помин его души. Петр бежит рыть клад. И посылает исключенного за драку сына на Угрюм-реку. Разведать, чем там можно поживиться. Телохранителем к нему берут преданного, как собака, черкеса Ибрагима, каторжника.
Хозяин всему, Петр Данилыч празднует именины жены. Среди гостей – 21-летняя красавица Анфиса Петровна Козырева, высокая, с большими милыми кроткими глазами, льняными волосами, бывшая горничная старого Данилы. Двух недель не побыла она замужем, как вахмистр Дегтярев вдруг скончался. Петр Данилыч без ума от Анфисы.
Село Почуйское, последняя остановка перед Угрюм-рекой. Местному попу ясно: едет Прошка тунгусов грабить. Слепец-прорицатель изрек о нем: «Начало хорошее, середка кипучая, а конец – оеей!»
Плавучая ярмарка. Купец Груздев учит Прошку, как дела вести. Прошка хвастается: буду миллионщиком! Груздев ему и невесту присоветовал: купеческую дочку Ниночку Куприянову из Крайска.
Деревня Подволочная, Угрюм-река. Прошка впервые влюбляется в бойкую хозяйскую дочку Таню. Местные парни бьют его – Ибрагим режет обидчиков. Оба спешно отплывают. Лодкой правит проводник Фарков. Он рассказывает о мертвой шаманке-красавице Синильге, рожденной от огненного змея. «Река бедовая, свирепая… уж Бог создал ее так. Она все равно, как человечья жизнь: поди пойми ее. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская».
Петр Данилыч строит Анфисе новый дом. В церковь тоже отнес, как отец просил. Приказчик Громова Илья Сохатых набивается Анфисе в женихи. Сам ну «чисто овечья смерть»: рыжий, рябой, курносый, зато – городской.
Местный торгаш Аганес Агабабыч отваживает Прохора от Угрюм-реки. Мол, нет тут ничего, и народ плохой. Сам он поднялся на труде политических каторжников. Прошка хочет дело по-другому вести. Честно.
Плывут вдвоем: нет проводника идти на верную смерть. Прохор по-хозяйски смотрит на край. Надо проложить дороги, выправить «руками» своенравную реку. В сны к нему приходит Синильга.
Безлюдье, дичь. Для Ибрагима Петр Данилыч – шайтан, а не отец. Старый тунгус Сунгалов ободряет путников: «Река – что жизнь». Не кляни ее – и выведет. Лодка во льдах. Пробились – попали в речной порог, «ад», едва остались живы. Запасы еды на исходе. Прохор ведет дневник.
Село Медведево, дом Громовых. Марья Кирилловна молится за сына. Петру Данилычу и то не по себе. Анфисе приходит на ум «милый мальчик».
Угрюм-река. К шитику выходит тунгус. В проводники до Крайска он не хочет: зима, сдохнешь! Шитик вмерз. Ибрагим хочет убить Прохора, потом себя. К счастью, Ибрагим добыл лося, выходил лежащего в лихорадке Прохора. Но это лишь отсрочка.
Георгий Епифанцев (1939—1992)
Фильм «Угрюм-река»: актер Георгий Епифанцев в роли Прохора Громова — тогда и в последние годы
Фильм «Усатый нянь»: актеры и судьба
Прохор Громов вырос трудолюбивым и нравственным, сумев приумножить семейное богатство и завоевать авторитет. Но разбойничьи гены повели его по стопам деда. Прохор совершает одно злодеяние за другим, от потрясений сходит с ума и в итоге бросается в реку со скалы.
Георгий Епифанцев прежде всего был актером театра, нежели кино. В театре на Таганке и МХАТе выступал много лет, а в кино попал в 60-х. После выхода «Угрюм-реки» стал очень популярен, но таких же ярких ролей на экране больше не получал.
Из-за спада карьеры в конце 80-х ушел из театра работать на рынок. Регулярное снятие стресса алкоголем привело к трагедии — возвращаясь домой нетрезвым, актер попал под поезд.
Часть 8
Долгожданная новость: Ибрагим пойман и убит. А дела все хуже: для уплаты по векселям свободных денег нет. Смерть проститутке! Он то молится, то богохульствует. Нина беременна вторым ребенком. И затевает собственное предприятие.
Привести Прохора в чувство берется дьякон Ферапонт, бывший рабочий. Они вместе пьют. Прохору мерещится Ибрагим. Ферапонт лупит его. Разозленный Громов ранит дьякона. Соборовать его приходит старец Назарий. Протасов узнает, что Назарий – отец Анфисы. Он согрешил с одной раскольницей из скита. Дьякон умирает. Нина понимает, что невменяемость – в интересах Прохора. И Петр Данилыч «за» дурдом для сына. Там хорошо: «Я сидел – я знаю». Для Громова мир расколот: он – и они: Нина, Протасов, поп Александр, черкес, рабочие.
Ибрагим убил исправника. Голову его передают Прошке. Страх разлагает душу великого коммерсанта. Он пишет о себе: «»Кто я, выродок из выродков? Я никого не люблю, никому не верю». Любил Анфису – «и умертвил ее». Ибрагима предал. Жена, дочь для него пустое место. Чтобы обрести покой, нужно оказаться там, где он свернул «не туда». Где жива Анфиса. Остаться с нею. Но возврат к прошлому невозможен.
Нина пересматривает свои взгляды. Прохор был прав: она дура! Пустить по миру собственных детей! Больница пусть недостроенная стоит. Протасов тоже хорош – чуть не разорил. То ли дело преданный мистер Кук.
Все узнают, что Прохор пошел на башню. Внутренний голос нашептывает ему, чтоб сбросился вниз. «Властелин края» спорит с ним. Нина зовет Прохора. Он кидается с высоты на родной голос. «Жизнь человека пресеклась. «А Угрюм-река – жизнь, сделав крутой поворот, прочь от скалы с пошатнувшейся башней, текла к океану времен, в беспредельность».
РОМАН В.Я.ШИШКОВА «УГРЮМ-РЕКА»
Но сначала немного о романе «Угрюм-река», его автор Вячеслав Яковлевич Шишков, после окончания в 1891 году Вышневолоцкого технического училища в 1894 году попадает на работу в Томский округ водных путей сообщения, где какое-то время работает вместе с Николаем Ефимовичем Матониным — потомком когда-то богатейшего енисейского предпринимательского рода. Видимо, Николай Ефимович и рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги.
В основе романа реальный богатый материал, потому что с 1900 по 1920 год В. Я. Шишков совершает экспедиции по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Чулыму, Нижней Тунгуске, Лене и Ангаре.
Получился великолепный роман — семейная сага о трех поколениях купцов и золотопромышленников Сибири на фоне «золотой лихорадки» в Енисейской тайге.
В 1928 году печатается первая часть романа «Угрюм-река», а в 1933 году — полное издание «Угрюм-реки». Но мы должны учитывать время выхода романа – несмотря на то, что Советская Власть была еще совсем молода, но цензура не позволяла выпускать романы без классовых акцентов.
Действие романа разворачивается в конце XIX — начале XX века вокруг семьи Громовых. Дед главного героя Данила Громов, с одной стороны был мелким лавочником, с другой стороны, в юности занимался разбоем – грабил проезжающих по сибирскому тракту купцов, а награбленное прятал, боялся проклятья убиенных. Умирая, он рассказал своему сыну где спрятан клад, раскаиваясь перед смертью в содеянном и упрашивая на украденное построить церковь. Пётр Данилыч Громов своей удачи не упустил — вложил награбленное в торговлю, а сына Прохора — главного героя романа, сильного и телом, и духом 17-летнего наследника отправил на Угрюм-реку, на поиск новых возможностей для семейного бизнеса. Прохор Громов – сибиряк в четвертом поколении, использовал все возможности, данные временем, и стал богатейшим и влиятельнейшим предпринимателем в сибирском крае. В романе круто замешана и любовная интрига – красивая вдовушка-колдунья и ее одновременный роман с отцом и сыном Громовыми – и все это за 50 лет до бразильских сериалов. И это не только одна Анфиса… В общем, кому надо роковых страстей, дикого капитализма и зарождения революции – почитайте, скучно не будет. Хоть и основано на исторических фактах, но читается легко и затягивает.
Угрюм-река — река несуществующая, реки с таким названием, ни на Урале, ни в Сибири не было.
В 1911 году Шишков участвовал в экспедиции по Нижней Тунгуске. В романе под названием Угрюм-река описана эта река. Автор немного изменил названия населённых пунктов на Нижней Тунгуске: ну, например, Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск…
Описываются в романе и река Лена, и Енисей, и Туруханск. Ох, как захотелось в те края!
Прототипами членов семьи Громовых были Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины. Фамилия Матониных не в чести у краеведов, их считали кровопийцами и убийцами, одна история подаренных на свадьбе невесте серег с убитой матери отца невесты чего стоит, хотя история этой семьи где-то типична для тех времен и нравов.
Пётр Григорьевич Матонин крестьянствовал и грабил купцов, проезжающих через село по дороге Енисейск — Красноярск. Перед смертью Пётр Григорьевич сообщил своему внуку Косьме (Кузьме) о месте нахождения схорона. По поверьям, клад должен был полежать одно поколение в земле, чтобы очиститься от проклятий. Наверное, таким же образом формировались капиталы части известных сибирских купцов. Хотя Матонины были и меценатами, так 1 декабря 1883 года в селе Кекур губернатор открыл первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище имени А. К. Матонина. Официально училище было двухлетним, но реально здесь давалось пятилетнее образование.
Аверьян Косьмич (прототип Прохора), на чьи деньги училище строилось, умер перед открытием ремесленного училища. Символично, что в 1931 году плиту с могилы Аверьяна Матонина забрали для строительства свинарника.