Угрюм-река (2020)

Сюжет

Заводя разговор про различия между фильмом и сериалом «Угрюм-река», правильнее всего начать с сюжета.

Действительно, две попытки перенести на экран знаменитый роман Шишкова разделены отрезком времени в полвека. И за этот период в стране произошли серьезные изменения — в безумно-инфантильном порыве перестройки сгинул Советский Союз со своей идеологией, а на его руинах из пепла возродилось новое государство, сумевшее с позиции ресурсного придатка Запада вернуться на первые места в планетарной политике.

Такие перемены не могли не отразиться на вкусах новых поколений зрителей. Поэтому создатели состоящего из 16 эпизодов сериала «Угрюм-река» сразу сообщили, что не собираются делать в своем произведении акцент на классовой борьбе, как это было в фильме 1968 года. Ибо то, что казалось интересным человеку времен строительства коммунизма и социализма, нынешней аудитории по вкусу не придется.

Так что на первый план работавшие над «Угрюм-рекой» кинематографисты вывели проблемы, и за века не утратившие собственной актуальности: любовь, богатство и их взаимосвязь со счастьем отдельного человека

А заодно уделили внимание религии, в прежней экранизации оставшейся за кадром. Также новый сериал гораздо ближе к содержанию оригинальной книги

В фильме 1968 года ряд второстепенных сюжетных линий или едва намечены, или вовсе потеряны.

Кинематографисты в работе не только отказались от идеологической составляющей, но и решили смягчить или упростить ряд моментов, а заодно ускорить повествование, насытить демонстрируемые эпизоды всевозможными активностями, взаимодействием персонажей и массой не сразу бросающихся в глаза мелочей.

Попутно добавили в «Угрюм-реку» для разбавления мелодраматических переживаний толику комедии, щепотку детектива. А приправа в виде более проработанной мистической составляющей сценария только добавляет новому видению романа шарма и привлекательности.

«Еще один ляп – обилие героев с непокрытой головой»

— В одной из серий семейная чета купцов приходят к фотографу под вывеской «А. И Левин». Насколько тогда была распространена деятельность фотографов, уже сделавших себе имя?

— В конце XIX века к фотографии возник взрывной интерес. Распространялся он равномерно: дошел до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Каждый фотограф был штучным мастером и профессионалом своего дела. Разумеется, они старались поставить свою подпись на фото, как художник на картине.

Угрюм-река – это Нижняя Тунгуска или Витим? Фото: Анна Митрохина

— Существует две версии прототипа Угрюм-реки. Одни говорят, что это Нижняя Тунгуска, другие – что это Витим. А какой версии придерживаетесь вы?

— Вопрос очень сложный, аргументы и той, и другой стороны приемлемы. Исходя их того, что в книге указывается конкретное расстояние от истока до устья – 3 тысячи километров. Получается, что это Нижняя Тунгуска и есть. Но мнение мое субъективное, потому что я не изучал этот вопрос детально.

Анфиса Козырева носит в сериале кудри. Фото: Анна Митрохина

— Смотрели ли вы сами сериал? Если да, то какие ляпы в нем нашли?

— В целом сериал добротный, но есть ляпы. Виноград и лимон на столах во время застолий в Сибири выглядят странно. Или сарай под металлической крышей. Это невообразимо, ведь даже дома в сельской местности под металлической крышей были редкостью. Еще один существенный ляп – обилие героев с непокрытой головой. Женщина без платка в конце XIX века сравнима с современным человеком, который носит штаны спущенными до колен. Вот непокрытая голова настолько же неприлична, поэтому волосы всегда покрывали.

Часть 3

Осень. «Резиденция Громово». «Здравствуй, Угрюм-река! Я твой хозяин!» А для тыла нужна женщина в дом. Мать не поедет. С Анфисой – «невыгодно и страшно». Ниночка – вот кто ему нужен. Впрочем, в дневнике его вскоре появляется запись о тунгуске Джагде, Нине и – Анфисе. Ему бы троих…Тунгусы довольны ценами Прохора. На складе – горы пушнины. Прохор отсылает прибыль отцу, просит товаров.

Село Медведево. Шапошников под чарами Анфисы. И ангел, и черт в ней. Петр Данилыч и пристав хотят развестись, чтоб жениться на Анфисе. Петр от досады лупит бедную жену. Та готова уйти в монастырь. Ибрагим угрожает Анфисе кинжалом. Анфисе и самой тошно за Петра идти. Она отказывает ему.

Нина зовет Прохора ехать в Москву через всю Россию – он соглашается. На велосипедной прогулке Прохор жадно целует девушку. Она обижается. В пути Прохор обходит заводы, доменные печи, беседует с инженерами. А Нина любуется природой и смотрит, как живут рабочие. Люди тянутся к щедрому фабриканту с Угрюм-реки с женой-ангелом. Приходит молодой инженер Протасов, смуглый, приятный, черноглазый. Хочется ему в дело с нуля.

Инженер Протасов куда ближе Нине, но тянет ее и к Прохору. Прохор думает о Нине: может, тянет его к ней капитал Якова Назарыча? Ну уж нет. Нина, «ландыш», та, что нужна ему, «кедру».

На Нижегородской ярмарке у Прохора интрижка с «графиней Замойской». Нина прощает парня. Дело к свадьбе. Громовы рады. Куприянов дает за дочкой больше 200 тысяч и прииск. Прохору «маловато». Ведь столько дел предстоит!

Прохор с невестой и ее отцом едет домой. Петр Данилыч дарит невестке серьги… ее бабушки. Куприянов в ярости: выходит, это Данила убил его родителей. Свадьба на грани отмены. Положение спасает черкес. Клянется, что убийца он. Куприянов верит, грозит каторгой, потом остывает.

Анфиса угрожает Прохору разоблачением дел деда Данилы. Есть у нее шкатулка с бумагой, а в ней – список жертв деда. Надо ее прокурору отдать. Тогда репутация Громовых рухнет. Станет ясен и самооговор Ибрагима.

Шапошников просит Анфису выйти за него, обещает безбедную жизнь. А Анфиса в ответ просит вместе травиться. Петр Данилыч готов на все ради ее любви. Она требует все «движимое и недвижимое». Прохору она ставит ультиматум: или свадьба с ней, или – к прокурору. Прохор кидается в драку за шкатулку. Бесполезно. Анфиса едет к прокурору. Прохор нагоняет ее. Сулит все деньги Громовых, свадьбу с отцом. Ей этого не надо. Тогда он вынужден пообещать, что свадьбы с Ниной не будет. Анфиса поворачивает назад.

Прохор в отчаянии вопрошает отца: что делать? Тот отвечает, что Анфиса согласна выйти за него. И врет, что Анфиса беременна от него. Прохор сбит с толку. Вот стерва! Двоими крутит! «Я ее люблю и не люблю!»

Той же ночью, в ужасную грозу, Анфиса убита выстрелом в висок. У следователя трое подозреваемых: Прохор, Шапошников, Ибрагим. Пока шли следственные действия, дом Анфисы сгорел. В огне нашли два трупа – ее и неизвестного. Теперь чья пуля – не установить. И Шапошников пропал. Петр Данилыч в параличе. Внезапно умирает Марья Кирилловна. «Таков скрытый путь жизни человека». Илья Сохатых «стреляется» на пепелище Анфисиного дома. Без вреда для здоровья.

Груздев дает взятку следователю, чтоб снять подозрения с Громова. Одну улику он «сожрал». В итоге дело выглядит так: Прохор и Ибрагим – подозреваемые без улик. Зато под большим подозрением беглый Шапошников, «любовник Анфисы». Есть в деле версия Груздева: убил бродяга-грабитель, он и сгорел, когда вернулся за добром.

Зал городского суда. Прохор «топит» Ибрагима. Черкес орет ему: «Врешь, собака!» Прокурор Стращалов винит Прохора. Мол, сгорел какой-то подкупленный «дурак». В итоге Громов оправдан, Ибрагим – осужден. Все дело стоило Прохору 15 тысяч.

Часть 8

Долгожданная новость: Ибрагим пойман и убит. А дела все хуже: для уплаты по векселям свободных денег нет. Смерть проститутке! Он то молится, то богохульствует. Нина беременна вторым ребенком. И затевает собственное предприятие.

Привести Прохора в чувство берется дьякон Ферапонт, бывший рабочий. Они вместе пьют. Прохору мерещится Ибрагим. Ферапонт лупит его. Разозленный Громов ранит дьякона. Соборовать его приходит старец Назарий. Протасов узнает, что Назарий – отец Анфисы. Он согрешил с одной раскольницей из скита. Дьякон умирает. Нина понимает, что невменяемость – в интересах Прохора. И Петр Данилыч «за» дурдом для сына. Там хорошо: «Я сидел – я знаю». Для Громова мир расколот: он – и они: Нина, Протасов, поп Александр, черкес, рабочие.

Ибрагим убил исправника. Голову его передают Прошке. Страх разлагает душу великого коммерсанта. Он пишет о себе: «»Кто я, выродок из выродков? Я никого не люблю, никому не верю». Любил Анфису – «и умертвил ее». Ибрагима предал. Жена, дочь для него пустое место. Чтобы обрести покой, нужно оказаться там, где он свернул «не туда». Где жива Анфиса. Остаться с нею. Но возврат к прошлому невозможен.

Нина пересматривает свои взгляды. Прохор был прав: она дура! Пустить по миру собственных детей! Больница пусть недостроенная стоит. Протасов тоже хорош – чуть не разорил. То ли дело преданный мистер Кук.

Все узнают, что Прохор пошел на башню. Внутренний голос нашептывает ему, чтоб сбросился вниз. «Властелин края» спорит с ним. Нина зовет Прохора. Он кидается с высоты на родной голос. «Жизнь человека пресеклась. «А Угрюм-река – жизнь, сделав крутой поворот, прочь от скалы с пошатнувшейся башней, текла к океану времен, в беспредельность».

Измененные образы

Усиливают различия между фильмом и сериалом «Угрюм-река» и заметные изменения в образах действующих лиц. И дело касается не только внешнего несоответствия, как в случае с Анфисой Козыревой, которую сделали рыжей в угоду уверенности режиссера, что у людей с таким цветом волос судьба непременно неординарная. Речь в первую очередь идет об изменениях в характерах персонажей.

Так, упомянутая уже Анфиса, сыгранная в старой картине Людмилой Чурсиной, представала перед зрителем персоной пусть и взбалмошной, умеющей вертеть по собственному желанию мужчинами, но глубоко несчастной. Искренне страдающей в своей чистой любви к Прохору Громову, трепещущей и теряющейся в его присутствии, заискивающей и стелющейся.

Людмила Чурсина и Юлия Пересильд в роли Анфисы Козыревой, фото: кадр из фильма «Угрюм-река», кадр из сериала «Угрюм-река»

В новой интерпретации расставшаяся с льняной косой и парой десятков сантиметров роста, но зато вдвое прибавившая в годах порыжевшая некогда породистая красавица предстает своенравной la femme fatale, дерзкой и уверенной в себе, но абсолютно неуравновешенной. Этакой эмансипе-ведьмой, которой не очень и возникает желание сочувствовать.

Изменяется в сравнении с советским своим вариантом и Прохор, превращаясь с игрой Александра Горбатова из человека основательного и целеустремленного, никогда не забывающего о добре и зле, в напряженного и постоянного готового к взрыву живчика, в сжатую пружину, с трудом сохраняющую спокойствие. Оттого и грубовато-резкого в поступках и словах.

Зато Петр Громов с помощью сыгравшего его Александра Балуева преобразился из дремучего самодура, каковым отца семейства воплотил в старом фильме Виктор Чекмарев, в жертву безумной страсти — любви болезненной, тяжелой и столь глубокой, что вызывает жалость этот неслабый мужчина, отравленный сим коварным ядом.

Интересные случаи, произошедшие на съемках

Самые тяжелые из них связаны с тем, что лодки, на которых сплавляются по реке герои, приходилось доставлять в самые труднопроходимые места. Кстати, эти эпизоды снимались на реке Исеть, на Урале.

В экспедициях принимали участие не только киношники, но и… мумия шаманки Синильги, которую группа возила с собой. Ей даже дали шутливое прозвище – наша бабулька.

И не только мумию, а еще и гроб к ней в придачу. Юрий Мороз рассказал, что группа очень боялась его потерять.

Кстати, по сюжету сериала гроб стоял на четырех столбах. Так тунгусы хоронили своих соплеменников для того, чтобы к телу не могли подступить животные.

Александр Горбатов и Евгений Манджиева. Кадр из сериала «Угрюм-река»/фото: Первый канал

Вообще, образ Синильги играет в сериале одну из ключевых ролей. Это дух шаманки — мифический персонаж, к которому Прохор Громов обращается и в моменты своих побед, и в часы своих поражений. Прохор верит, что Синильга, чье имя в переводе означает «снег», поможет ему в поисках золота.

По словам режиссера Юрия Мороза, Синильга символизирует природу и появляется в воде, в лесу. Одна из самых мистических сцен – это встреча Прохора в доме, где таинственная шаманка прядет веретено. Мороз отметил, что веретено – это символ времени, нить судьбы.

Александр Горбатов и Юлия Пересильд. Кадр из сериала «Угрюм-река»/фото: Первый канал

Мистика вообще сопровождала киношников на протяжении всего съемочного периода. Так, при создании костюмов тунгусов, которые, кстати, шились вручную, художники-постановщики обратились за благословением к шаману. Тот работы оценил и сказал, что на самом деле они пахнут шаманом.

Всего же специально для съемок было создано около сотни костюмов. Художник-постановщик ленты Лариса Лебедева пояснила, что в нарядах героев можно найти отсылки к картинам художников-передвижников. А в костюмах Прохора Громова обнаружить китайские мотивы.

Кстати, больше всего локаций закреплено именно за Громовым-младшим.

Александр Горбатов. Кадр из сериала «Угрюм-река»/фото: Первый канал

По сюжету киноленты Прохора то и дело можно увидеть то в его резиденции, то на заводе, то на лесопилке, то в бараке для рабочих. Все эти объекты снимались в разных местах: имение – в Подмосковье, завод – на Урале, а бараки – в Минске. Причем, автомобиль, на котором передвигался герой, тоже путешествовал из города в город.

Отдельно надо сказать и о башне Прохора Громова, которую создал не без помощи компьютерной графики художник Александр Максимович. Тогда как сцены внутри снимались в павильоне.

Александр Балуев и Софья Эрнст. На съемках сериала «Угрюм-река»/фото: Первый канал

И, конечно, главное достоинство этого сериала – это актерский состав. Так, в фильме снялись Александр Балуев, Александр Горбатов, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Софья Эрнст, Александр Яценко, Юрий Чурсин и многие другие звездные актеры.

Зрители с нетерпением ждут выхода сериала на экраны. Уже этой осенью. О дате выхода мы расскажем дополнительно!

Часть 1

Сибирь, таежная заимка купцов Громовых, 1898 год. Глава рода – Данила Прохорыч Громов, торговец пушниной. Помощник – сын Петр (с женой, безответной Марьей Кирилловной). Есть 17-летний внук Прохор, высокий чернокудрый, статный парень, гимназист.

Умирая, Данила признается сыну, что в молодости был душегуб. Кровавое золото – под сосной у болота. Пусть пойдет на храм и помин его души. Петр бежит рыть клад. И посылает исключенного за драку сына на Угрюм-реку. Разведать, чем там можно поживиться. Телохранителем к нему берут преданного, как собака, черкеса Ибрагима, каторжника.

Хозяин всему, Петр Данилыч празднует именины жены. Среди гостей – 21-летняя красавица Анфиса Петровна Козырева, высокая, с большими милыми кроткими глазами, льняными волосами, бывшая горничная старого Данилы. Двух недель не побыла она замужем, как вахмистр Дегтярев вдруг скончался. Петр Данилыч без ума от Анфисы.

Село Почуйское, последняя остановка перед Угрюм-рекой. Местному попу ясно: едет Прошка тунгусов грабить. Слепец-прорицатель изрек о нем: «Начало хорошее, середка кипучая, а конец – оеей!»

Плавучая ярмарка. Купец Груздев учит Прошку, как дела вести. Прошка хвастается: буду миллионщиком! Груздев ему и невесту присоветовал: купеческую дочку Ниночку Куприянову из Крайска.

Деревня Подволочная, Угрюм-река. Прошка впервые влюбляется в бойкую хозяйскую дочку Таню. Местные парни бьют его – Ибрагим режет обидчиков. Оба спешно отплывают. Лодкой правит проводник Фарков. Он рассказывает о мертвой шаманке-красавице Синильге, рожденной от огненного змея. «Река бедовая, свирепая… уж Бог создал ее так. Она все равно, как человечья жизнь: поди пойми ее. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская».

Петр Данилыч строит Анфисе новый дом. В церковь тоже отнес, как отец просил. Приказчик Громова Илья Сохатых набивается Анфисе в женихи. Сам ну «чисто овечья смерть»: рыжий, рябой, курносый, зато – городской.

Местный торгаш Аганес Агабабыч отваживает Прохора от Угрюм-реки. Мол, нет тут ничего, и народ плохой. Сам он поднялся на труде политических каторжников. Прошка хочет дело по-другому вести. Честно.

Плывут вдвоем: нет проводника идти на верную смерть. Прохор по-хозяйски смотрит на край. Надо проложить дороги, выправить «руками» своенравную реку. В сны к нему приходит Синильга.

Безлюдье, дичь. Для Ибрагима Петр Данилыч – шайтан, а не отец. Старый тунгус Сунгалов ободряет путников: «Река – что жизнь». Не кляни ее – и выведет. Лодка во льдах. Пробились – попали в речной порог, «ад», едва остались живы. Запасы еды на исходе. Прохор ведет дневник.

Село Медведево, дом Громовых. Марья Кирилловна молится за сына. Петру Данилычу и то не по себе. Анфисе приходит на ум «милый мальчик».

Угрюм-река. К шитику выходит тунгус. В проводники до Крайска он не хочет: зима, сдохнешь! Шитик вмерз. Ибрагим хочет убить Прохора, потом себя. К счастью, Ибрагим добыл лося, выходил лежащего в лихорадке Прохора. Но это лишь отсрочка.

Последние статьи

  •   За употребление каких продуктов на Руси можно было понести суровое наказание сегодня, 12:20
  •   Почему распался первый брак Ангелы Меркель, и За что второй муж канцлера заслужил звание «Призрак оперы» сегодня, 10:42
  •   Короткий и яркий путь Динамита: Загадка раннего ухода спортсмена, шоумена и актера Владимира Турчинского сегодня, 09:15
  •   Как внучка художника и сын анархистов создали бренд «сказочных» украшений: Les Nereides 27.09.2021, 21:03
  •   Пурпурная лихорадка: как в древности гибли люди и животные из-за прихоти царей 27.09.2021, 19:13
  •   Какие шедевры оставила после себя супружеская пара художников викторианской эпохи: Чарльз и Кейт Перуджини 27.09.2021, 16:28
  •   В чём секрет культового фильма «Лабиринт», споры о котором не утихают и десятилетия спустя 27.09.2021, 14:38
  •   7 отечественных фильмов о зрелой любви, которые дарят надежду 27.09.2021, 13:38
  •   Как сложилась судьба главных актеров популярного сериала 90-х «Дикий ангел» 27.09.2021, 11:47
  •   7 звёздных пар, которые считают гостевой брак залогом семейного счастья 27.09.2021, 10:28

Все статьи

Часть 7

Громов возвращается домой. Сытые морды рабочих его раздражают. Он заказывает поджог новеньких бараков Нины для рабочих.

На торжестве в честь 10-летнего юбилея Прохор начинает «каяться». Но заводит речь не об Анфисе, а о тайге, которую перевернул верх дном он, «дьявол». А то ли еще будет! Лет через 10 – и миллиард, вершина башни! Его речь криком «убийца!» прерывает Петр Данилыч (Нина выхлопотала ему освобождение). Испуганный Прохор ныряет на кухню – и видит в дверях Шапошникова. Тот передает ему привет от Синильги и Анфисы.

Протасов пытается доказать Нине, что Прохор – убийца. Нине ясно, что женой прекраснодушного Протасова ей не быть. Она не хочет стать неимущей, не может пустить по миру Верочку. Да и себя.

Ибрагим сбежал с каторги. Прохор в ужасе. Он на пределе из-за противостояния с женой. Зовет ее «проституткой». Ум его мутится. Он думает: «Убил одну, убью другую». Ему страшно от таких мыслей. Он, умный, сходит с ума.

Шайка Ибрагима отлавливает Прохора. Организуют суд над ним. Здесь беглый ссыльный прокурор Стращалов. Затравленный Прохор признается: «Допустим, что убил Анфису я». Но он просит понять, что тогда вовсе не был плохим человеком. Впереди была вся жизнь, мечты о свершеньях. А Ибрагиму не в первый раз на каторгу. Разбойники привязывают Прохора к вершинам двух елок. Хотят их отпустить, но Ибрагим освобождает Громова. Прохор едет домой, вне себя от унижения.

«Появление шаманки в сериале оправданно»

— Михаил Николаевич, сериал начинается со сцены появления шаманки Синильги – мертвой девушки, духа тайги. Характерны ли подобные мистические легенды для Сибири того времени?

— Для народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего севера характерны идолопоклонничество и вера в мистические легенды. Это повседневно, часть культуры коренного населения. Появление шаманки в сериале вполне оправданно, ведь они и сейчас существуют в Сибири. И опять же Синильга – часть романа, поэтому не увидеть ее в экранизации было бы странно.

— Внимательные зрители в Интернете обратили внимание, что в одной из серий фильма крестьянин употребляет выражение: «Это негуманно». Мог ли представитель этого сословия использовать в своем обиходе такие слова?   . — В конце XIX века слово «гуманность», конечно, не было совсем незнакомым

Оно появилось в России еще на заре века и к его концу активно применялось литераторами. Например, его можно найти в произведениях Чехова, Бердяева, Достоевского

— В конце XIX века слово «гуманность», конечно, не было совсем незнакомым. Оно появилось в России еще на заре века и к его концу активно применялось литераторами. Например, его можно найти в произведениях Чехова, Бердяева, Достоевского.

Употребляли ли крестьяне слово «Гуманно»? Фото: Анна Митрохина

В общем-то, у кучки столичной интеллигенции «гуманность» была не просто на слуху, но и в обиходе. Однако сложно представить, что термин употребляет сибирский крестьянин XIX века. Это как сейчас приехать в глухую деревню даже на территории европейской части России и попросить пенсионерку подкрепить сплетню пруфами. Смешно? Но имейте в виду, что в XXI веке массовое образование выше, а вездесущий Интернет способен быстро распространять новую информацию.

Можно было бы предположить, что употребление слова – это художественная особенность повествования Шишкова. Ну, вот так он решил обыграть, мол, крестьянин говорит термин, значения которого не знает. Или перепутал гуманность с гумном. Однако у автора слово не фигурирует в романе, соответственно, мы делаем вывод, что это режиссерский вымысел, не имеющий ничего общего с исторической достоверностью.