Сериал “угрюм-река”: содержание серий

Небольшая предыстория

На протяжении 20 лет он был участником экспедиций по изучению гидрографии сибирских рек:

  • Иртыша;
  • Оби;
  • Бии;
  • Катуни;
  • Енисея;
  • Нижней Тунгуски;
  • Лены;
  • Ангары;
  • Чулыми.

Экспедиция по Нижней Тунгуске в 1911 году, знакомство с жизнью золотопромышленников и местного населения оказали значительное влияние на творчество Шишкова. В романе «Угрюм-река», увидевшем свет в 1932 году, писатель на примере трех поколений семейства купцов Громовых отобразил жизнь дореволюционной Сибири.

Центральный персонаж, Прохор Громов, начинает свой путь успешного золотопромышленника с изучения русла Угрюм-реки. По настоянию своего отца, Петра Громова, он добирается вдвоем с верным черкесом Ибрагимом до устья Угрюм-реки. Название реки вымышленное. Критики и читатели предполагают, что под этим названием скрыта одна из двух сибирских рек: приток Енисея или приток Лены.

Актеры и роли

  • Александр Балуев — Пётр Громов
  • Александр Горбатов — Прохор Громов
  • Юлия Пересильд — Анфиса
  • Софья Эрнст — Нина
  • Александр Яценко — Илья Сохатых
  • Никита Тезин — Тимоха
  • Борис Каморзин — отец Ипат
  • Дарья Мороз — Дарья Сергеевна
  • Юрий Чурсин — Андрей Протасов
  • Роман Мадянов — Яков Куприянов
  • Николай Стоцкий — Константин Фарков
  • Евгения Манджиева — Синильга
  • Ногон (Николай) Шумаров — шаман Гирманча
  • Леонид Окунев — Иннокентий Груздев
  • Наталья Суркова — Марья Кирилловна Громова
  • Виталий Кищенко — Филька Шкворень
  • Виталий Коваленко — Фёдор Амбреев, пристав
  • Анастасия Попова — Наденька
  • Алексей Кирсанов — Антип Дегтярев
  • Юрий Миронцев — Ибрагим
  • Виктор Раков — Аркадий Шапошников
  • Павел Ворожцов — фон Преффер
  • Сергей Степанченко — генерал
  • Станислав Дужников — Ферапонт

Измененные образы

Усиливают различия между фильмом и сериалом «Угрюм-река» и заметные изменения в образах действующих лиц. И дело касается не только внешнего несоответствия, как в случае с Анфисой Козыревой, которую сделали рыжей в угоду уверенности режиссера, что у людей с таким цветом волос судьба непременно неординарная. Речь в первую очередь идет об изменениях в характерах персонажей.

Так, упомянутая уже Анфиса, сыгранная в старой картине Людмилой Чурсиной, представала перед зрителем персоной пусть и взбалмошной, умеющей вертеть по собственному желанию мужчинами, но глубоко несчастной. Искренне страдающей в своей чистой любви к Прохору Громову, трепещущей и теряющейся в его присутствии, заискивающей и стелющейся.

Людмила Чурсина и Юлия Пересильд в роли Анфисы Козыревой, фото: кадр из фильма «Угрюм-река», кадр из сериала «Угрюм-река»

В новой интерпретации расставшаяся с льняной косой и парой десятков сантиметров роста, но зато вдвое прибавившая в годах порыжевшая некогда породистая красавица предстает своенравной la femme fatale, дерзкой и уверенной в себе, но абсолютно неуравновешенной. Этакой эмансипе-ведьмой, которой не очень и возникает желание сочувствовать.

Изменяется в сравнении с советским своим вариантом и Прохор, превращаясь с игрой Александра Горбатова из человека основательного и целеустремленного, никогда не забывающего о добре и зле, в напряженного и постоянного готового к взрыву живчика, в сжатую пружину, с трудом сохраняющую спокойствие. Оттого и грубовато-резкого в поступках и словах.

Зато Петр Громов с помощью сыгравшего его Александра Балуева преобразился из дремучего самодура, каковым отца семейства воплотил в старом фильме Виктор Чекмарев, в жертву безумной страсти — любви болезненной, тяжелой и столь глубокой, что вызывает жалость этот неслабый мужчина, отравленный сим коварным ядом.

Часть 3

Осень. «Резиденция Громово». «Здравствуй, Угрюм-река! Я твой хозяин!» А для тыла нужна женщина в дом. Мать не поедет. С Анфисой – «невыгодно и страшно». Ниночка – вот кто ему нужен. Впрочем, в дневнике его вскоре появляется запись о тунгуске Джагде, Нине и – Анфисе. Ему бы троих…Тунгусы довольны ценами Прохора. На складе – горы пушнины. Прохор отсылает прибыль отцу, просит товаров.

Село Медведево. Шапошников под чарами Анфисы. И ангел, и черт в ней. Петр Данилыч и пристав хотят развестись, чтоб жениться на Анфисе. Петр от досады лупит бедную жену. Та готова уйти в монастырь. Ибрагим угрожает Анфисе кинжалом. Анфисе и самой тошно за Петра идти. Она отказывает ему.

Нина зовет Прохора ехать в Москву через всю Россию – он соглашается. На велосипедной прогулке Прохор жадно целует девушку. Она обижается. В пути Прохор обходит заводы, доменные печи, беседует с инженерами. А Нина любуется природой и смотрит, как живут рабочие. Люди тянутся к щедрому фабриканту с Угрюм-реки с женой-ангелом. Приходит молодой инженер Протасов, смуглый, приятный, черноглазый. Хочется ему в дело с нуля.

Инженер Протасов куда ближе Нине, но тянет ее и к Прохору. Прохор думает о Нине: может, тянет его к ней капитал Якова Назарыча? Ну уж нет. Нина, «ландыш», та, что нужна ему, «кедру».

На Нижегородской ярмарке у Прохора интрижка с «графиней Замойской». Нина прощает парня. Дело к свадьбе. Громовы рады. Куприянов дает за дочкой больше 200 тысяч и прииск. Прохору «маловато». Ведь столько дел предстоит!

Прохор с невестой и ее отцом едет домой. Петр Данилыч дарит невестке серьги… ее бабушки. Куприянов в ярости: выходит, это Данила убил его родителей. Свадьба на грани отмены. Положение спасает черкес. Клянется, что убийца он. Куприянов верит, грозит каторгой, потом остывает.

Анфиса угрожает Прохору разоблачением дел деда Данилы. Есть у нее шкатулка с бумагой, а в ней – список жертв деда. Надо ее прокурору отдать. Тогда репутация Громовых рухнет. Станет ясен и самооговор Ибрагима.

Шапошников просит Анфису выйти за него, обещает безбедную жизнь. А Анфиса в ответ просит вместе травиться. Петр Данилыч готов на все ради ее любви. Она требует все «движимое и недвижимое». Прохору она ставит ультиматум: или свадьба с ней, или – к прокурору. Прохор кидается в драку за шкатулку. Бесполезно. Анфиса едет к прокурору. Прохор нагоняет ее. Сулит все деньги Громовых, свадьбу с отцом. Ей этого не надо. Тогда он вынужден пообещать, что свадьбы с Ниной не будет. Анфиса поворачивает назад.

Прохор в отчаянии вопрошает отца: что делать? Тот отвечает, что Анфиса согласна выйти за него. И врет, что Анфиса беременна от него. Прохор сбит с толку. Вот стерва! Двоими крутит! «Я ее люблю и не люблю!»

Той же ночью, в ужасную грозу, Анфиса убита выстрелом в висок. У следователя трое подозреваемых: Прохор, Шапошников, Ибрагим. Пока шли следственные действия, дом Анфисы сгорел. В огне нашли два трупа – ее и неизвестного. Теперь чья пуля – не установить. И Шапошников пропал. Петр Данилыч в параличе. Внезапно умирает Марья Кирилловна. «Таков скрытый путь жизни человека». Илья Сохатых «стреляется» на пепелище Анфисиного дома. Без вреда для здоровья.

Груздев дает взятку следователю, чтоб снять подозрения с Громова. Одну улику он «сожрал». В итоге дело выглядит так: Прохор и Ибрагим – подозреваемые без улик. Зато под большим подозрением беглый Шапошников, «любовник Анфисы». Есть в деле версия Груздева: убил бродяга-грабитель, он и сгорел, когда вернулся за добром.

Зал городского суда. Прохор «топит» Ибрагима. Черкес орет ему: «Врешь, собака!» Прокурор Стращалов винит Прохора. Мол, сгорел какой-то подкупленный «дурак». В итоге Громов оправдан, Ибрагим – осужден. Все дело стоило Прохору 15 тысяч.

Актеры и роли

Актеры сериала “Угрюм-река”, по их словам, были очень рады поработать с таким материалом и “засветиться” в столь масштабном проекте.

Главную роль в новом фильме “Угрюм-река” исполнил Александр Горбатов (“Мурка”, “Тихий Дон”, “Ненастье”). Готовясь к сложной и неоднозначной роли, актер сбросил вес.

Александр Горбатов в роли Прохора Громова. Кадр из сериала.

По словам Горбатова, его персонаж совершает сильные и одновременно чудовищные поступки: он хочет сделать то, чего до него не делал еще никто. Он не учел только того, что тот, кто забрался слишком высоко, в одночасье может рухнуть вниз.

Александр Балуев, известный зрителю по таким проектам, как “Турецкий гамбит”, “Преступление и наказание”, “Жуков”, выступил в яркой роли Петра Громова, отца Прохора.

Александр Балуев в роли Отца Прохора Громова. Кадр из сериала.

По словам Балуева, его герой также является сильной личностью с практически трагической судьбой. Актер уверен: старший Громов “съеден” страстями. Также Балуев признавался, что ему интересно было погрузиться в мир порочного, нечестного человека, и понять, что может сделать с ним страсть.

Также в новом сериале “Угрюм-река” зрители увидят Юрия Чурсина (“Мосгаз”, “Волшебник”, “Побег”), исполнившего роль инженера Андрея Протасова. На герое Чурсина завязана романтическая линия. Он в самом прямом смысле зеркалит прагматика Прохора, и между ними возникает “конфликт идей и дела”.

Юрий Чурсин в роли инженера Андрея Протасова. Кадр из сериала.

По мнению критиков, особенно яркими в новом сериале получились женские образы. Анфису Козыреву, роковую красавицу, из-за любви к которой потеряли голову сразу несколько мужчин, сыграла Юлия Пересильд (“Таинственная страсть”, “Зулейха открывает глаза”). По словам актрисы, ей не хотелось превращать свою героиню в рядовую соблазнительницу, ведь главное в ее характере – парадоксальность и непоследовательность. Актриса уверена: Анфиса – страстная натура, которая прекрасно понимает, что делает.

Главную героиню сыграла Юлия Пересильд. Кадр из сериала.

Софья Эрнст («Союз спасения», «Содержанки») исполнила роль жены Прохора, Нины. Актриса уверена, что ее героиня также является сильной личностью, мыслящей передовыми идеями.

Софья Эрнст в роли Нины, жены Прохора. Кадр из сериала.

Режиссер, Юрий Мороз (“Братья Карамазовы”, “Апостол”, “Герой нашего времени”, “Ликвидация”), признается, что все самое интересное было связано с верным другом Прохора, Ибрагим-оглы. Юрия Миронцева, который сыграл эту роль, “нашли” совершенно случайно.

Юрий Миронцев в роли Ибрагим-оглы. Кадр из сериала.

Ибрагим черкес, а команда Юрия Мороза искала актера кавказской внешности, и даже нашла грузинского актера. К сожалению, принять участие в съемках он не смог: возникли проблемы с визой.

Команда была в панике: съемки должны были уже начаться, а тут возникла такая оказия. Выручил всех художник по гриму, который прислал Морозу фотографию Миронцева, с которым случайно встретился в автобусе. По словам режиссера, харизматичный образ актера его моментально покорил, и он был утвержден на роль без долгих проб.

Сериал “Угрюм-река” актеры и роли

  • Александр Горбатов — Прохор Громов купец, золотопромышленник, преобразователь Сибири, сын Петра, внук Данилы
  • Александр Балуев — Пётр Громов купец, отец Прохора
  • Юлия Пересильд — Анфиса Козырева, роковая женщина, жена Антипа
  • Софья Эрнст — Нина Куприянова, дочь Якова, жена Прохора
  • Александр Яценко — Илья Сохатых, приказчик Петра
  • Юрий Миронцев — Ибрагим черкес, влюблён в Варвару
  • Виталий Кищенко — Филька Шкворень, главарь шайки разбойников, муж Клавдии
  • Роман Мадянов — Яков Назарович Куприянов, купец-миллионер, владелец заводов на Урале, отец Нины
  • Юрий Чурсин — Андрей Протасов, инженер, влюблён в Нину
  • Дарья Мороз — Дарья Сергеевна, ссыльная революционерка, сожительница Аркадия
  • Виктор Раков – Аркадий Шапошников, революционер, политический ссыльный, влюблён в Анфису, сожитель Дарьи
  • Евгения Манджиева — Синильга дух злой шаманки, являющийся Прохору
  • Александра — Ребенок
  • Наталья Суркова — Марья Громова купчиха, мать Прохора, жена Петра
  • Алексей Кирсанов — Антип Дегтярев, унтер-офицер, муж Анфисы
  • Леонид Окунев — Иннокентий Филатыч Груздев купец, крёстный Нины
  • Виталий Коваленко — Фёдор Степанович Амбреев, пристав
  • Анастасия Попова — Наденька, жена Фёдора
  • Сергей Колтаков — Голубев, следователь
  • Вероника Волоха — Вера Громова
  • Борис Каморзин — отец Ипат
  • Екатерина Агеева — Ксения
  • Николай Стоцкий — Константин Фарков крестьянин, проводник Прохора в путешествии по Угрюм-реке, отец Тимохи
  • Сергей Степанченко — генерал
  • Иван Ивашкин — Приперентьев
  • Ногон Шумаров — Гирманча тунгусский шаман
  • Павел Ворожцов — Фон Пфеффер ротмистр, командир роты

Сюжет

Действие картины происходит на рубеже XIX-XX веков в Сибири. Дед главного героя — Данила Громов — занимался разбоем. Умирая, он передал деньги своему сыну, открыв их происхождение. Разбогатевший за счет награбленного отцом купец Петр Громов отправляет сына Прохора в труднейшее и опасное путешествие — разведывать богатства Угрюм-реки.

Роковую роль в судьбе семейства Громовых играет красавица Анфиса. В нее влюбляются и сын, и отец Громовы. Анфиса выбирает молодого Громова и требует, чтобы он женился не ней — иначе она угрожает раскрыть зловещую семейную тайну: обнародовать историю происхождения их богатства и раскрыть список убитых Данилой Громовым. В итоге Прохор Громов решается на тяжкое преступление…

На своем пути Прохор Громов встретит испытание золотом и властью, тяжкую болезнь и безумную страсть. Прохор Громов оказался человеком целеустремлённым, с сильным характером, что привело его к вершине богатства и власти в сибирском крае. Однако зло, содеянное дедом Данилой, казалось, преследует семью во всех поколениях.

Несчастья в семье Громовых случаются одно за другим. Прохор, первоначально человек честный и нравственный, вязнет в болоте зла и под конец жизни начинает сходить с ума.

Придуманные линии

Имеются и другие отличия. Подгоняя историю «Угрюм-реки» под новые реалии, кинематографисты не постеснялись добавить в сценарий и сюжетных линий, которых не было ни в советской ленте, ни в первоисточнике.

Так, создатели сериала проработали дополнительные ветки второстепенных персонажей. В сериале будут, к примеру, развиваться романтические отношения между Ибрагимом и кухаркой Варварой. А влюбленный в Анфису сосланный в Сибирь Аркадий Шапошников будет сожительствовать с тоже наказанной и отправленной властями «посмотреть на тайгу» за излишнее рвение в деле революции Дарьей.

А роман между учительницей Кэтти и офицером вовсе родился на съемочной площадке — его даже в сценарии не было. Режиссер Юрий Мороз вдруг понял, понаблюдав за этой парой, что эти отношения непременно стоит развить дальше.

Конечно, хватает и других различий между фильмом и сериалом «Угрюм-река». И для того, чтобы все их обнаружить, а затем и отдать предпочтение тому или иному варианту, придется обязательно посмотреть обе версии — и старую, и современную. Ну и с книгой Вячеслава Шишкова ознакомиться лишним не будет.

Интерьеры и природа

Ответственно подошли к работе над новым проектом и с точки зрения детализации окружения. Старались создатели сериала добиться максимальной аутентичности в кадре: чтобы у зрителя при взгляде на пейзажи и интерьеры возникало желание поверить в картинку, а не заподозрить декорации в картонности.

Потому и снимали кинематографисты, уделяя внимание мелочам, но не забывая о глобальном. Предпочитая не оборудовать куцые декорации в студийных павильонах, а снимать на натуре

В местах, пока еще сохранивших архитектуру и интерьеры того времени, в котором разворачивается действие: то в старой психиатрической лечебнице, то в монастыре, то в музее-заповеднике.

По волнам «Угрюм-реки»: где и как снимал сериал Юрий Мороз

Когда подходящей натуры не находилось, переходили к строительству, добиваясь реалистичности, как в случае с созданной на реке Чусовой полноценной деревней, словно выпрыгнувшей в XXI столетие из конца века позапрошлого.

Оттого и скакала съемочная группа по всей России и за ее пределами, подбирая подходящие локации для работы. И находила — в Сибири и на Урале, в Москве и Минске, в Суздале, Екатеринбурге и Кинешме. Такого советские кинематографисты в 68-м не могли себе позволить — отчего и просидели все съемки на одном месте, в районе Чусовой, где нашлись устроившие режиссера фильма Ярополка Лапшина виды.

Плюс полвека назад фильм «Угрюм-река» стал едва ли не первым опытом столь масштабных съемок для Свердловской киностудии. И многое приходилось осваивать в процессе. До того доходило, что актеры подсказывали гримерам, как им «делать лицо», — не хватало знаний и умений. В отличие от предшественников, создатели сериала располагали впечатляющей материальной и технической базой, не говоря уже о квалифицированных кадрах.

Да и черно-белую картинку нечестно сравнивать с современной — она просто не дает ни разглядеть соответствия декораций историческим реалиям, ни заметить мелкие детали, ни оценить красоту окружающих пейзажей.

У нынешних киношников нет проблем с тем, чтобы подарить зрителям возможность насладиться красотами суровой сибирской природы. Ради того и отправлялись трижды в тайгу, что работать на натуре. Оттого и гоняли дроны над местными реками, запечатлевая восхитительные кадры. Без этих техномалюток, кстати, так снять бы вовсе не вышло — никакие вертолеты бы не помогли.

Часть 6

Пожар в вотчине Громова. Протасов ставит ультиматум: реформы за помощь. Прохор дает согласие. Опасность миновала – он берет свое слово обратно. Протасов увольняется. Инициативой Прохора идут слухи о его чуть ли не банкротстве. Взволнованные кредиторы, стремясь получить хоть что-то, берут с «каждого рубля по 25 копеек». Громов остается в выигрыше.

Рабочие бастуют. Нина умоляет Протасова вернуться. Протасов возвращается к аресту стачечного комитета. Люди идут к жалобой к прокурору. Громов провоцирует расстрел рабочих. Потом ужасается содеянному. И тайком бежит из дома. Все дела – на жену и Протасова. Инженер берется за «реформы». Прохор ищет ответов у старцев Анании и Назария. Его они «спасти» не могут. Его мучают воспоминания. О ней, Анфисе.

Образ и биография Прохора Громова

Трагическая судьба главного героя, закончившаяся самоубийством, стала основой увлекательного сюжета. Писатель в своем произведении собрал огромный жизненный материал, переданный ему Николаем Ефимовичем Матониным — потомком известного в Сибири рода.

Кроме основных персонажей, в книге десятки действующих лиц с яркими образами и характерами. Таким предстает и Ибрагим — верный помощник Прохора, которого тот сам и оболгал, отправив в тюрьму. Или Иннокентий Груздев — хитрый и смешной купец, вызывающий симпатию, несмотря на неблаговидные поступки.

Литературная биография главного героя начинается с того, что Петр отправляет его в экспедицию на Угрюм-реку. Миссия юноши — разузнать обстановку, постигнуть азы торговли. В это время отец ухлестывает за местной красавицей — Анфисой.

Георгий Епифанцев в роли Прохора Громова

Позже эта женщина воспылает чувствами к сыну своего любовника, став причиной конфликта между родными людьми. В это же время вскрываются преступные дела деда Данилы — как оказалось, он убил мать Якова Куприянова. По нелепому стечению обстоятельств он — отец Нины, будущей супруги Прохора.

Якову и Петру удается найти компромисс, и молодые готовятся к свадьбе. Однако этому яростно противится Анфиса, которая жаждет заполучить в мужья богатого наследника. Вскоре женщину находят убитой, а виновным признают Ибрагима — верного помощника семьи.

Главный герой перебирается на Угрюм-реку и занимается предпринимательством. Юношеские мечты о прибыльном деле обрастают вполне реальной стратегией и тактикой. При этом мужчина не думает о справедливости, им правит жажда наживы.

Он действует жестко, отрицает потребности простых трудяг, урезает им зарплату и пользуется репрессивными методами. На этом фоне его жена Нина выглядит образцом добродетели — она до последнего пытается вразумить супруга и старается помочь работникам.

После смерти Якова Куприянова Нина получает многомиллионное наследство и задумывается о собственном деле. При этом растет недовольство рабочих, среди приближенных Прохора обозначаются недоброжелатели и предатели.

Такие испытания становятся катализатором потери человеческого облика главным героем. Он окончательно заглушает в себе голос совести. Когда многочисленные жалобы достигают высших кругов и организовывается проверка на местах, мужчина подставляет собственных рабочих. В результате мирных жителей расстреливают солдаты.

Сразу за этими событиями случается большой пожар в тайге. Прохор начинает сходить с ума, видя в каждом предателя и убийцу. Он скрывается в лесу у старухи, а в это время Нина берет правление в свои руки.

Женщина, окруженная вниманием, остается верна мужу. Она считает, что жестокий супруг — небесная кара и испытание, которое необходимо вынести

За время отсутствия Громова Нина умудряется наладить производство, установить доброжелательные отношения с трудящимися и только увеличить прибыльность семейного дела.

Когда Прохор возвращается, то требует от жены все деньги, а также полученное после смерти отца наследство. Над мужчиной сгущаются мрачные тучи. Приобретенное психическое заболевание мешает ему адекватно оценить обстановку.

Кроме того, банда разбойников, которой руководит освободившийся Ибрагим, угрожает ему. Шайке удается поймать Громова и привязать к дереву, грозя жестокой казнью. Однако бывший помощник отпускает Прохора, говоря, что время его смерти еще не пришло.

Это унижение окончательно сводит с ума главного героя. Он уже не в состоянии бороться с конкурентами, потерял чувство доверия и не может противостоять проискам приближенных. Выстроенное им дело рушится, как и его собственная личность. В итоге мужчина погибает, выбросившись из окна собственного кабинета.

Задача

Перед вами отрывки из романа Вячеслава Яковлевича Шишкова (1873–1945) «Угрюм-река». Этот роман был впервые опубликован в 1928 году и посвящён жизни сибирских золотодобытчиков конца XIX — начала XX века, живших на территории современных Иркутской области, Красноярского края и Якутии.

Главные герои романа — недавно поселившиеся в тайге русские купцы и старатели — встречаются с коренными жителями этих территорий, тунгусами. Тунгусы — это устаревшее, якутское по происхождению название народа, который сейчас называет себя эвенками. Эвенки родственны многим другим коренным народам Сибири и говорят на эвенкийском языке, относящемся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи.

В одной из глав романа В. Я. Шишков описывает встречу главного героя — Прохора Громова — с жителями эвенкийского поселения, достаточно достоверно отражая языковые и культурные особенности общения героев. Вот некоторые примеры того, как общаются герои романа:

— Куда, бойе, низ бежишь? — спросил тунгус, когда вышли на берег.

— В Крайск, старик, в Крайск. Доплывем?

Тунгус удивленно посмотрел на него и потряс головой:

— Нет. Сдохнешь. Мало-мало нельзя ходить.

Прохор начал возражать, горячо заспорил, но тунгус стоял на своем:

— Мало-мало твоя дурак… Зима скоро… Шибко далеко, бойе. Борони-и-и бог!

<…>

Старуха все время что-то бурчала себе под нос толстым голосом.

— Э, бойе… Э!.. — она не умела говорить по-русски, но Прохор понял, что она просит ружье. Глаза ее вспыхнули.

Старик тунгус, все время не покидавший Прохора, сказал ему:

— Это мой баба… Шибко хорошо стрелял, медведь бил, амикан-батюшка… Шибко много… Борони-и-и бог!.. Вот слепился… Мало-мало кудой глаз стал…

Задание 1. Переведите два последних предложения из реплики старика (Вот слепился… Мало-мало кудой глаз стал…) на литературный русский язык, учитывая контекст, в котором сказаны эти слова. Какие особенности речи старика, отличающие её от литературного русского языка, вы заметили? С чем они могут быть связаны? Знание эвенкийского языка для перевода не требуется.

Задание 2. Лингвисты и социологи считают, что речь старика в этом романе представляет собой пример пиджина — особого контактного языка с упрощённой грамматикой, используемого в ситуациях, когда ни один участник разговора не владеет в должной мере языком собеседника. Почему в романе на пиджине разговаривает именно старик-тунгус, но не старуха и не Прохор?

Задание 3. В «Угрюм-реке» для обозначения народа эвенков, к которому относится часть героев романа, используется слово тунгусы. Сейчас этот этноним (такой термин используют для названий народов или этнических групп), как и некоторые другие, вышел из официального употребления и не одобряется ни учёными, ни самими эвенками.

1. Почему эвенки не одобряют этноним тунгусы и стараются его не использовать?

2. Несмотря на произошедшую смену этнонима, старое название эвенков сохранилось в русском языке в отдельных словах и словосочетаниях. Приведите примеры таких слов или словосочетаний. Почему корень тунгус— в этих примерах сохранился?

3. Приведите другие примеры народов (проживающих на территории современной России или за ее пределами), которые в ходе исторического развития изменили свой этноним. Для каждого примера укажите как вышедший из употребления, так и современный этноним, а также назовите хотя бы одно слово или выражение, в которых сохраняются старые этнонимы.

Альтернативный вариант прообраза

Витим – правый приток Лены протяженностью около 2000 километров, уступает по этому показателю только двум другим притокам: Алдану и Вилюю. Витим берет свое начало в Забайкалье, в Бурятии. Климат резко континентальный.

Питание, в основном, дождевое. Судоходен в нижнем течении, на расстоянии 500 километров от впадения в Лену. Ширина русла – от 160 до 400 метров (от верховья до устья). В устье Витим образует дельту, шириной до 1,5 километра.

Витим – река с многочисленными порогами, отнесенными к 3 категории сложности по сплаву. Русло реки проложено в скальных породах, межгорных долинах с обрывистыми берегами, поросшими лиственницей, кедровым стлаником. В бассейне реки с середины XIX века разрабатываются золотоносные пласты.